Законодательство в медицине


Найти документ:

"Экономический вестник фармации", 2002, N 3 

 

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРАВИЛ GMP В РОССИИ 

 

АСИНКОМ - Ассоциация инженеров по контролю микрозагрязнений в течение 10 лет работает в области техники чистых помещений и Правил GMP, объединяя ведущих специалистов этого направления. C 1991 г. АСИНКОМ действовала как межрегиональная общественная организация. В конце 2001 г. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирована Общероссийская общественная организация "Ассоциация инженеров по контролю микрозагрязнений" (АСИНКОМ), которая в настоящее время включает 46 региональных отделений. 

АСИНКОМ - единственная в стране общественная организация, которая полностью за счет своей деятельности ведет разработку стандартов (переводы стандартов ИСО и проведение их через Госстандарт России как ГОСТ Р ИСО). 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСИНКОМ 

 

Организация "АСИНКОМ" работает по следующим направлениям: 

- Оказывает информационные услуги (в том числе проведение конференций). 

- Организует повышение уровня квалификации специалистов фармацевтической, электронной и других отраслей промышленности. 

- Издает журнал "Технология чистоты". 

- Издает и переиздает книги по вопросам чистых помещений. 

Президент АСИНКОМ является представителем от России в международном техническом комитете ИСО/ТК 209 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды". 

 

ЧТО ТАКОЕ GMP 

 

Первые Правила GMP (Правила надлежащего производства) появились примерно 40 лет назад в США и Европе. С тех пор в странах Запада любое предприятие, чтобы получить лицензию на выпуск лекарственных средств, должно соответствовать этим правилам. 

Лекарственные средства - вид продукции, который не может быть проверен неразрушающими методами контроля, т.е. каждую единицу продукции в отдельности проверить нереально. Проверяется выборка из серии продукции, и по этой выборке судят о всей серии. Оценка должна быть полностью достоверной. Можно ли этого достичь? Да, можно. Если обеспечить стандартность процесса производства, при котором продукт производится одинаково и с одинаковыми свойствами. 

Согласно идеологии GMP качество продукции обеспечивается организацией и технологией производства. Чтобы любой образец из серии продукции гарантированно повторял свойства всей серии. 

На предприятии должна быть создана система управления качеством, внедрено сплошное документирование, персонал, оборудование, помещения и технологический процесс должны соответствовать определенным нормам и т.д. 

Потребители ЛС, так же как их и производители, жизненно заинтересованы во внедрении правил GMP. Это, видимо, уже ни у кого сомнений не вызывает. Но существует проблема их внедрения на российских предприятиях. 

 

КАКИЕ ПРАВИЛА GMP ДОЛЖНЫ БЫТЬ В РОССИИ? 

 

Есть всего два пути: принять то, что существует за рубежом и проверено многолетней практикой, либо разрабатывать свои GMP. Россия, вероятно, является единственной страной, где ведется дискуссия о том, по каким GMP работать, где продолжается создание разного рода "оригинальных" нормативных документов, не совместимых с мировой практикой. 

Первый путь соответствует логике мирового развития. Первоначально каждая страна имела свои Правила GMP. Вскоре выяснилось, что национальный характер GMP явился мощным барьером в торговле. В связи с этим появилась конвенция о взаимном признании инспекций (PIC), Европейским Союзом были приняты единые Правила GMP - GMP ЕС. В настоящее время ведется целенаправленная работа по гармонизации GMP различных стран и регионов, подготовке единых Правил GMP для Европы, США и Японии (GMP ICH). 

С начала 90-х годов страны Восточной Европы взяли четкий курс на введение GMP EC. В результате сейчас они имеют в целом современную фармацевтическую промышленность, соответствующую мировому уровню. Страны СНГ, в частности Украина, тоже ориентируются на GMP ЕС. 

Реализация этого подхода обеспечивает конкурентоспособность продукции, сохранение существующих и освоение новых рынков. Требуется одно условие - прямое введение правил GMP EC и всего комплекса сопутствующих нормативных документов (стандарты ИСО и пр.). Путь этот реален. Конечно, он требует времени и четкого понимания того, какая часть задачи GMP и на каком этапе может быть решена для данного предприятия. Он требует привлечения компетентных специалистов и фирм, результаты работы которых признаются за рубежом. 

В целом, чтобы наши товары могли продаваться за рубежом, а наши инспекции и проверки признавались в мире, нужно выполнить три условия: 

- работать и выпускать продукцию по одним и тем же нормативным документам; 

- проводить оценку по одним и тем же методикам; 

- привлекать к аттестации организации и специалистов, отвечающих двум обязательным условиям: компетентность и добросовестность. 

 

Второй путь отражает позицию ряда отечественных институтов. Он состоит в разработке правил GMP с "национальной" спецификой и непринятии международных норм. В частности, это выразилось в разработке и введении в действие ОСТа 42-510-98. В чем состоит "национальная" специфика этого ОСТа, никто объяснить не может. 

Можно было бы как-то понять логику сторонников "национальных" GMP, если бы проводилась политика "двойного стандарта", то есть было бы разрешено прямо внедрять Правила GMP ЕС тем, кто это хочет делать, а в обязательном порядке и на ограниченный период времени ввести некий упрощенный вариант GMP, рассматривая его как этап в подготовке к будущей работе по мировым нормам. На наш взгляд, это неправильно, но, по крайней мере, в этом была бы определенная логика. 

На самом же деле внедрение ОСТа требует значительно больших затрат, чем Правила GMP ЕС. По нашей оценке, это удорожание достигает 20-30% как в плане капитальных, так и в плане эксплуатационных расходов. Например, ОСТ, в отличие от GMP EC, требует ношения стерильной одежды в нестерильном производстве. Это приводит к значительному удорожанию производства без какого-либо положительного эффекта. Для многих проектов реконструкции ОСТ просто нереализуем. Получается полный нонсенс: на реализацию ОСТа нужно больше средств, чем на GMP EC, но мировой уровень достигнут не будет. 

Нужно сломать порочную практику бесконечного "улучшения" отечественных документов под видом их гармонизации с международными требованиями. 

Кому нужен ОСТ? Он нужен тем, кто не в состоянии освоить современный уровень технологии и организации производства, кто стремится ориентировать развитие отрасли, исходя из собственного уровня, соответствующего, в лучшем случае, "пастеровской" медицине. Он нужен тем, кто видит в GMP кормушку, позволяющую под ширмой "национальной" специфики расходовать бюджетные и иные средства на разработку разного рода ОСТов, МУ и пр. Этот подход для промышленности губителен. 

ОСТ вреден для страны, на нем делается бизнес. Уже разрабатывается концепция дальнейшего совершенствования ОСТа, создания новых МУ, противоречащих не только мировой практике и действующим в стране стандартам, но и фармакопейным статьям. 

 

В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ GMP EC И ОСТа 42-510-98? 

 

ОСТ - это искаженный основной текст GMP EC. В ОСТе изъяты существенные разделы GMP и добавлены жесткие, нигде не существующие и ничем не оправданные требования. АСИНКОМ провел сравнительный анализ GMP EC и ОСТа 42-510-98. Было показано (журнал "Технология чистоты" N 1/2001), что внедрение ОСТа 42-510-98 требует более высоких материальных затрат, чем GMP EC. При этом требования GMP EC выполнены не будут. 

ОСТ противоречит основной идее GMP. В GMP даются основные принципы и требования. Конкретных указаний, как выполнить эти требования, в GMP нет. Это не случайно. Предприятие, исходя из своих условий, само определяет, как построить работу по GMP, и доказывает, как решается эта задача. За рубежом административные органы не опускаются до мелочной регламентации, не указывают предприятиям, кто им должен проектировать и строить, кто должен обучать и проводить валидацию. 

Ярким примером неоправданно жестких и избыточных требований ОСТа, влекущих огромные материальные затраты на его внедрение, является положение о повсеместном использовании чистых помещений для всех без исключений видов производства, в том числе и для производства нестерильных препаратов. Последние в общем объеме производства лекарственных средств занимают основное место. 

 

КАК ВНЕДРЯТЬ GMP? 

 

Отправной точкой является нормативная база, начиная с того, по каким правилам GMP работать. АСИНКОМ разработана и реализуется программа создания нормативных документов и стандартов по GMP, соответствующих мировому уровню. 

 

Этапы внедрения 

 

Совершенно безответственными являются заявления о внедрении GMP за 5-7 лет в масштабе всей страны. Для этого нет материально-технической базы и средств, нет достаточного опыта. В ближайшие пять лет в стране можно и нужно решить следующие задачи: 

1. Внедрить правила GMP на отдельных ключевых участках с тем, чтобы приобрести необходимый опыт и в последующий период распространить его на все производство. Стремление навязать административными методами сплошное введение GMP приведет к распылению средств, формализму и, в конечном итоге, отдалит реальное внедрение GMP. Важно выделить приоритеты в этой работе, исходя из того, что препараты, имеющие перспективу экспорта, должны изготавливаться по GMP. 

2. Сделать акцент на обучение персонала и освоение организационных разделов GMP, которые практически не требуют капитальных вложений. 

3. Создать инженерную школу специалистов, владеющих современными технологиями. Нужно четко понимать, что ГНЦ антибиотиков и другие организации в настоящее время слабы и не могут реализовать задачу внедрения GMP. Как показывает опыт, дальше внесения неоправданных усложнений в заимствованные за рубежом документы они не идут. Нужны специалисты нового поколения. 

4. Особое внимание следует уделить грамотному расходованию средств на создание чистых помещений и внедрение новых технологий. Опыт работы действующего на нашей базе Центра сертификации чистых помещений говорит о крайне низком уровне проектирования и строительства. Из-за этого к настоящему времени только одно предприятие получило сертификат соответствия на чистые зоны. Общим явлением остается сооружение псевдочистых помещений, не имеющих никакого отношения к GMP, по ценам, превышающим среднемировой уровень. 

5. Реанимировать отечественную промышленную базу производства чистых помещений, кондиционеров, технологического оборудования. Это даст инфраструктуру GMP, позволит снизить капитальные затраты на GMP и избавиться от зависимости от зарубежных поставщиков. Задача эта реальная. Например, создание производства специализированных ограждающих конструкций для чистых помещений потребует не более 2-3 млн. долл. США и позволит обеспечить отрасль более дешевыми изделиями. 

 

Для реализации этих задач необходимо: 

 

- Привлечь новые кадры в отраслевой Департамент Министерства промышленности. 

- Реорганизовать отраслевые институты. Думать, что кадры, которые небезгрешны, смогут принести пользу в деле внедрения GMP, - иллюзия. Работа большинства институтов, несмотря на коренное изменение экономики, осталась такой же как и при централизованной системе финансирования и управления. Именно из-за этого мы 10 лет топчемся на месте в плане внедрения GMP. Ключ решения проблемы - кадры, а не деньги, как принято думать. Кадры на всем пути - от создания норм до оценки работы предприятий, включая и государственную инспекцию по контролю качества. Например, за рубежом для того, чтобы стать государственным инспектором по GMP, нужно иметь специальное образование и не менее 10 лет личного опыта работы непосредственно на предприятии. 

- Организовать выполнение разработок на открытой конкурсной основе. 

- Ввести в России передовую нормативную базу по GMP, используя без искажений зарубежные стандарты и нормы (Правила GMP ЕС, стандарты ИСО, рекомендации PIC и др.). Эта работа уже идет, но пошла бы быстрее и эффективнее, если бы была поддержана государством. 

 

Важными этапами являются аттестация и валидация, начиная с аттестации проекта и заканчивая валидацией производственных процессов. 

На методической основе АСИНКОМ действуют Центр сертификации чистых помещений и Лаборатория аттестации чистых помещений, аккредитованные Госстандартом России. Центр - единственный орган в России, который может выдавать сертификаты соответствия на чистые помещения. К сожалению, к настоящему времени для фармацевтических предприятий нами выдан только один сертификат - ввиду низкого качества проектирования и исполнения чистых помещений. 

Основное противоречие внедрения GMP в России состоит в том, что ни министерства, ни институты, пытающиеся диктовать условия предприятиям, ни за что не отвечают. Заводы несут полную ответственность за все, в том числе и за применяемые нормы, -ответственность, выражающуюся в перспективе сбыта своей продукции. Им и должно принадлежать решающее слово в выборе стратегии внедрения GMP. 

Чтобы на деле ввести GMP, нужна координация работы многих фирм, занимающихся проектированием, исследованиями, разработкой, производством, строительством и монтажом, комплектацией, валидацией, обучением кадров и т.д. 

Важное условие - это отсутствие монополизма и протекционизма со стороны государственных органов (что, увы, имеет место), равенство всех фирм и гласность их работы. 

 

Д-р техн. наук, президент АСИНКОМ 

А.Е.ФЕДОТОВ 

 

Д-р техн. наук, профессор, 

АООТ "Биохиммаш" 

А.Я.НАЙДЕНОВ