Законодательство в медицине


Найти документ:

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

РЕШЕНИЕ 

 

ПРОТОКОЛ 

 

20 марта 2002 г. 

 

N 6 

 

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ 

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2001 ГОДУ И 

ЗАДАЧАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ 

В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО 

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 

(2002 - 2004 ГОДЫ) 

 

Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации отмечает, что в 2001 году органы и учреждения здравоохранения в основном выполнили возложенные на них задачи и, сохранив государственный характер, объемы и качество бесплатной медицинской помощи, обеспечили реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья. 

Принятый в марте 2001 года на заседании расширенной коллегии Минздрава России Стратегический план мероприятий развития отрасли, активно реализуется по приоритетным направлениям, приобретает конкретную целевую и реальную временную форму. 

Необходимо отметить развитие принципиально нового направления деятельности системы здравоохранения - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете здорового образа жизни и направленной на профилактику болезней. 

Результатом совместных усилий Минздрава России, органов управления и учреждений здравоохранения явились позитивные тенденции некоторых показателей здоровья населения и состояния здравоохранения страны. 

Санитарно - эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации в 2001 г. оставалась напряженной. Вместе с тем, Государственная Санитарно - эпидемиологическая служба за 2001 г. организовала и обеспечила ряд мероприятий, позволивших стабилизировать санитарно - эпидемиологическую ситуацию в стране. 

Практически полностью сформирована законодательная база обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и государственного санитарно - эпидемиологического надзора: приняты федеральные законы "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита населения", "О радиационной безопасности населения", "О вакцинопрофилактике инфекционных заболеваний человека", "О безопасном обращении пестицидов", "Об охране атмосферного воздуха", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения". 

 

Существенные изменения претерпели основные принципы организации и деятельности Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, которая представляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих госсанэпиднадзор, объединяя на функциональной основе соответствующие службы федеральных министерств и ведомств. Такая система позволяет обеспечить единство санитарного законодательства на всей территории страны и принципов организации и деятельности по осуществлению госсанэпиднадзора. 

Наибольшие успехи были достигнуты в части борьбы с инфекциями управляемыми средствами специфической профилактики. В результате проводимых мероприятий заболеваемость дифтерией за последние годы снизилась в 20 раз, корью - в 13 раз, эпидемическим паротитом - в 12 раз, коклюшем - на 20 %, практически решена задача ликвидации полиомиелита. 

Приоритетными направлениями развития специализированной медицинской помощи прежде всего являются мероприятия по стабилизации социально значимых заболеваний. 

В прошедшем году Правительство Российской Федерации приняло Единую федеральную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера". Таким образом к уже действующим программам добавились новые "Онкология", "Борьба с заболеваниями, передающимися преимущественно половым путем". 

18 июня 2001 г. принят Федеральный закон N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Во исполнение закона Минздравом России было подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации, в котором представлены основные мероприятия, направленные на предупреждение распространения туберкулеза, своевременное выявление больных, а также порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом и государственного статистического учета этой патологии. 

Создание нормативной базы для организации борьбы с туберкулезом в России существенно повлияет на эффективность мероприятий, направленных на снижение заболеваемости туберкулезом, осуществляемых органами исполнительной власти всех уровней, позволит социально защитить больных туберкулезом и сотрудников противотуберкулезных учреждений, обеспечит восстановление вертикали управления противотуберкулезной службой. 

Благодаря активной поддержке Правительства Российской Федерации обеспечен ежегодный рост финансирования мероприятий федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России". 

Впервые за прошедшие 10 лет в результате принятых мероприятий удалось остановить рост заболеваемости населения туберкулезом. 

Приоритетным направлением в деятельности Минздрава России является реализация федеральной целевой программы "Сахарный диабет". 

За время реализации Федеральной целевой программы "Сахарный диабет" Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации проведена большая работа по организации диабетологической службы, что несомненно позволило повысить уровень оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом. Повсеместное внедрение системы обучения в "Школах для больных сахарным диабетом" позволило практически исключить смертность больных от диабетических ком. 

Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за последний год проведена большая работа, направленная на снижение и предупреждение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). В 2001 г. подготовлены и утверждены приказы Минздрава России "О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем" и "О совершенствовании серологической диагностики сифилиса". Проведен VIII Всероссийский съезд дерматовенерологов. 

Первичная профилактика ИППП определена как одно из приоритетных направлений в здравоохранении. Для эффективности проведения данной работы в структуре кожно - венерологических диспансеров продолжена организация отделов первичной профилактики. 

В соответствии с рекомендациями ВОЗ в практику отечественной венерологии внедрены современные диагностические и лечебные технологии, позволяющие в кратчайшие сроки диагностировать и санировать больных в амбулаторных условиях, тем самым сократить расходы на дорогостоящее стационарное лечение. 

Коллегия отмечает, что в 2001 году показатель материнской смертности снизился до 33,7 на 100 тысяч родившихся живыми, что ниже показателя 1999 года на 23,8% (44,2) и показателя 1996 года на 31,1% (48,9). Положительные тенденции в течение последних лет наблюдаются в отношении показателя младенческой смертности, уровень в 2001 г. составил 14,7 случаев на 1000 родившихся, в 2000 г. - 15,3%. За последний год снизился показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста с 53,0 до 50,5. 

Регистрируемое в последние годы ежегодное снижение материнской, перинатальной и младенческой смертности является результатом совместной целенаправленной работы по совершенствованию организации медицинской помощи детям и матерям как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

Этому способствовал ряд принятых управленческих решений, таких как создание Комиссии Минздрава России по повышению эффективности оказания медицинской помощи матерям и детям первого года жизни. 

В целях улучшения охраны и укрепления здоровья детей, совершенствования ранней диагностики и своевременного оказания лечебно - профилактической помощи детям принято решение о проведении в 2002 г. Всероссийской диспансеризации детей до 18 лет. 

Для координации работ, связанных с проведением Всероссийской диспансеризации, создана межведомственная комиссия. Подготовлен и направлен в территории соответствующий приказ Минздрава России. Во временные отраслевые стандарты объемов медицинской помощи детям внесены дополнения в части диагностики и раннего выявления хронических заболеваний. 

В связи с обращением Президента Российской Федерации разработан план дополнительных мероприятий федеральных органов исполнительной власти по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности. В Минздраве России создан оперативный штаб по оказанию медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям. В субъекты Российской Федерации направлено инструктивное письмо "Об организации медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям". Разработаны проекты приказов Минздрава России "О совершенствовании деятельности домов ребенка", "Об организации деятельности базового дома ребенка", "Об организации медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям". 

В настоящее время разработан проект федеральной целевой программы "Здоровый ребенок", включающий первоочередные задачи медицинской науки и практики по формированию здоровья детей. Данная Программа после доработки в IV кв. 2002 г. будет внесена в Правительство Российской Федерации для утверждения. 

Серьезное внимание за прошедший год было уделено состоянию здоровья сельских жителей и сельскому здравоохранению. Снизились доступность, качество медицинской помощи для этого контингента. Число участковых больниц за последнее десятилетие сократилось на треть, уменьшилось количество ФАПов, станций скорой помощи. Происходит сокращение числа районных больниц, так и их коечной мощности. 

Состоянию и мерам по улучшению медицинской помощи сельскому населению Российской Федерации была посвящена выездная коллегия Минздрава России в Саратове 22 мая 2001 г., на которой были обсуждены не только наиболее значимые проблемы охраны и укрепления здоровья сельского населения, выявлены серьезные недостатки в оказании медицинской помощи сельским жителям, но и намечены перспективы развития здравоохранения на селе. 

Положительные тенденции в экономическом развитии страны позволили успешно начать решение одной из самых сложных проблем отрасли - сокращение дефицита финансовых средств Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью. В сфере финансирования здравоохранения удалось добиться стабильности. Объем выделяемых средств только на федеральном уровне в 2001 г. вырос на 68% по сравнению с 1999 г. 

Необходимо подчеркнуть, что увеличение объема финансирования отрасли сопровождалось повышением эффективности использования выделяемых средств за счет реструктуризации объемов предоставляемой гражданам бесплатной медицинской помощи. 

Практика реализации территориальных программ государственных гарантий в 2001 г. показала, что дефицит финансовых средств по их обеспечению в среднем по России сократился до 14% к расчетной потребности. 

По данным Расчетно - аналитического управления Государственного медицинского центра Минздрава России в финансовом обеспечении территориальных программ государственных гарантий в целом по Российской Федерации отмечается рост запланированных средств на финансирование территориальных программ госгарантий в 2000 г. по сравнению с фактически исполнением 2000 г. в 1,2 раза, в том числе по федеральным округам: Приволжский - в 1,3; Центральный, Северо - Западный, Южный, Уральский - в 1,2; Сибирский, Дальневосточный - в 1,1. 

Анализ реализации Программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью за прошедшие годы показывает, что реально она станет исполняться только тогда, когда произойдет значительное увеличение размеров страховых взносов органов исполнительной власти и местного самоуправления на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 

Страховые взносы органов исполнительной власти на страхование неработающих граждан должны составлять не менее 524,7 руб. в расчете на 1 жителя в год. Фактически же за прошедший год эти поступления составили в среднем по России (данные на 01.01.2002 г.) 148,7 руб. на 1 жителя страны, т.е. в 3,5 раза меньше потребности. В 17 субъектах Российской Федерации страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения носят символический характер и составляют менее 100 руб. на одного неработающего. Дефицит финансовых средств по страховой составляющей Программы госгарантий составляет около 40%, что обусловлено, главным образом, очень низкими поступлениями средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 

Для решения проблемы повышения эффективности функционирования медицинских учреждений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработан проект закона "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях". В нем предусматриваются конкретные механизмы повышения четкой экономической ответственности лечебных учреждений за результаты деятельности при одновременном обеспечении реального расширения их хозяйственной самостоятельности. 

Большое внимание уделяется региональной политике. Эффективность этой работы заметно возросла в связи с образованием Президентом Российской Федерации федеральных округов и созданием института его полномочных представителей. 

Отражением новой стратегии государственного развития страны в системе здравоохранения явилось введение института представителей Минздрава России в федеральных округах, что стало одним из элементов координационного управления. Для обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах закреплена курация заместителей Министра здравоохранения Российской Федерации за конкретными округами. 

В целях координации совместных действий Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по обеспечению единства общегосударственных и региональных интересов создан Совет по региональной политике. В состав Совета входят представители Минздрава России в федеральных округах и руководители межрегиональных медицинских ассоциаций. 

В стране ведется активная работа по созданию мощных медицинских центров в федеральных округах. Этот шаг является значительным достижением отрасли по обеспечению реального роста качества медицинской помощи гражданам и позволит значительно повысить доступность для населения современной высокотехнологичной медицинской помощи. 

Коллегия отмечает положительные тенденции в сфере лекарственного обеспечения. Однако проблема с лекарственным обеспечением населения и лечебно - профилактических учреждений пока остается достаточно острой в связи с недостаточным уровнем финансирования. 

С целью улучшения ситуации в оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении населения и учреждений здравоохранения Минздравом России, на основе всестороннего анализа состояния лекарственного обеспечения в стране и опыта территорий, была разработана и утверждена Концепция Программы "Развитие системы лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Российской Федерации". В 14 территориях страны введена система персонифицированного учета и отпуска лекарственных средств на льготных условиях с использованием пластиковых карт (наиболее эффективно функционирует система льготного лекарственного обеспечения в г. Москве, г. Балашиха Московской области, Новгородской, Свердловской, Кировской областях, Республике Коми). В настоящее время она внедряется еще в 41 субъекте Российской Федерации. 

Заслуживающей внимания представляется практика организации социальных (специализированных) аптек для льготных категорий граждан, в том числе ветеранов, по примеру Кемеровской области и г. Санкт - Петербурга. 

Ежегодно увеличиваются объемы централизованных закупок, расширяется номенклатура закупаемых Минздравом России лекарственных средств, что позволяет улучшить обеспечение отдельных категорий больных необходимыми медикаментами. 

Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом. 

Согласованные действия Минздрава России и медицинской общественности позволили вступить в новое тысячелетие с программой действий, направленных уже не на попытку выживания медицинской школы, а устремленных на стабильное перспективное развитие кадрового обеспечения здравоохранения. 

В настоящее время большое внимание уделяется врачебному самоуправлению, расширению прав общественных организаций в государственном управлении здравоохранением. 

Вопросам консолидации усилий законодательной и исполнительной ветвей власти с общественными объединениями в деле обеспечения здоровья населения Российской Федерации было уделено особое внимание на совместном заседании коллегии Минздрава России и Президиума Правления Российской медицинской ассоциации 28 августа 2001 г. "О мерах по выполнению решения IV (ХХ) Всероссийского Пироговского съезда врачей". Приоритетным направлением в деятельности Минздрава России и Российской медицинской ассоциации при активной поддержке Комитета по охране здоровья и спорту Государственной Думы стала разработка основных законопроектов, обеспечивающих развитие и успешное функционирование врачебного самоуправления как одного из важнейших условий использования высокого интеллектуального и профессионального потенциала здравоохранения для обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи населению страны. 

Успешно осуществлялась плановая деятельность в области развития законодательства и принятии нормативно - правовых актов в области здравоохранения. Ведущим направлением в законодательной деятельности всех ветвей власти стала разработка основополагающих федеральных актов, определяющих принципы деятельности российской системы здравоохранения. Именно эти законы формируют систему медицинского права Российской Федерации. 

В 2001 г. было принято более 20 постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний, лицензирования медицинской деятельности, государственного регулирования цен на лекарственные средства и другим проблемам здравоохранения и санитарно - эпидемиологического благополучия населения. 

Международное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями осуществляется Минздравом России в соответствии с подписанными международными и межведомственными соглашениями, а также путем участия в деятельности ВОЗ, ЮНЭЙДС, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Совета Европы, Европейского Союза и др. межправительственных и неправительственных организаций. 

В 2001 г. особое внимание было уделено развитию сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, которое осуществлялось в рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Исполнительного Секретариата СНГ. Важное место в международных связях принадлежит сотрудничеству со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). Минздрав России поддерживает программные приоритеты, определенные ВОЗ, которые отвечают интересам и неотложным задачам отечественного здравоохранения (борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИД, ликвидация полиомиелита, профилактика неинфекционных заболеваний, безопасность пищевых продуктов, малярия, борьба с бедностью и др.). 

В современных условиях наблюдается тенденция роста чрезвычайных ситуаций природного и, особенно, техногенного характера, сопровождающихся большими человеческими жертвами. Поэтому готовность здравоохранения страны к спасению жизни и сохранению здоровья населения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач по обеспечению безопасности страны. 

Для проведения комплекса мероприятий по ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению в системе Минздрава России успешно функционирует служба медицины катастроф. Она на практике доказала свою эффективность и значимость в деле медико - санитарного обеспечения населения страны при чрезвычайных ситуациях. 

В настоящее время основными ее звеньями, получившими наибольшее развитие, является федеральный и территориальный уровни. Минздравом России совместно с ВЦМК "Защита" проделана большая работа по развитию материальной базы и созданию более мощного федерального резерва медицинского имущества, предназначенного для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций. 

Следует особо отметить деятельность службы медицины катастроф на Северном Кавказе, где в трех полевых госпиталях (туберкулезном, терапевтическом, педиатрическом) в течение года медицинская помощь оказана почти 75 тыс. больным, в том числе 36 тыс. детям. В оказании медицинской помощи населению Чеченской Республики участвовало 646 специалистов службы медицины катастроф из 16 субъектов Российской Федерации (Москва, Брянская, Свердловская, Саратовская, Воронежская, Смоленская области и др.). 

Последовательно развивалась медицинская наука, которая обогатила медицину крупными научными открытиями, созданием новых современных технологий диагностики и лечения болезней. 

Вместе с тем, остались нерешенными серьезные задачи, на которых необходимо сконцентрировать внимание в предстоящем периоде. 

Необходима активизация личного участия граждан в сохранении и укреплении собственного здоровья. Поэтому формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, досуга, питания, физическую активность, личную гигиену, профилактику вредных привычек, формирование здоровой семьи, экологического мышления, т.е. в снижении и нивелировании факторов риска. 

В современных политических, социальных и экономических условиях необходимо создать новую модель взаимодействия здравоохранения и населения для организации совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 

Первоочередной задачей реформирования здравоохранения является проведение структурных преобразований в системе предоставления первичной медико - санитарной помощи, сокращение и рационализация коечного фонда, уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг в дневных стационарах. Приоритетным направлением совершенствования оказания медицинской помощи населению является формирование системы общей (семейной) врачебной практики. 

Требуется ускорить переход на принцип нормативного подушевого планирования финансирования здравоохранения. 

Необходимо отказаться от простого содержания больниц и ввести оплату за оказанную медицинскую помощь на основе конкретных объемов и качества выполненных работ в рамках государственных и муниципальных заказов. При этом важно оплачивать оказанную медицинскую помощь по полной стоимости, а не по действующим сегодня усеченным тарифам. 

Именно такой подход позволит обеспечить реальную реструктуризацию учреждений здравоохранения, сохраняя и развивая только те из них, которые действительно нужны гражданам. 

Следует активизировать реформирование стационарной службы при разумном подходе к ней и решить ряд проблем, касающихся прежде всего нормативной правовой базы, разработки положений о новых структурных подразделениях (отделения скорой и неотложной помощи), снятие нормативов, сдерживающих развитие оценки деятельности стационаров по объемам и критериям сложности оказываемой ими стационарной помощи. 

Расширяется внедрение телемедицинских технологий в практику оказания медицинской помощи населению, создаются региональные телемедицинские сети. Развивается применение телемедицинских технологий для оказания помощи в экстренных ситуациях (впервые организован и функционирует телемедицинский пункт в полевом педиатрическом госпитале Чеченской Республики). В соответствии с принятой Концепцией развития телемедицинских технологий в Российской Федерации Минздравом России ведется работа по созданию единой телемедицинской сети. 

Однако существует ряд вопросов требующих решения: отсутствие единого правового пространства в области применения телемедицинских технологий, недофинансирование телемедицинских проектов, отсутствие подготовленных медицинских кадров. 

Необходимо активнее внедрять новые медицинские технологии, созданные отечественной наукой. Это позволит при ограниченных финансовых ресурсах значительно увеличить объемы уникальных видов медицинской помощи населению в области кардиологии, онкологии, нейрохирургии, трансплантологии и т.д. Следует повысить роль и ответственность научно - исследовательских учреждений. Именно от них зависит место России в развитии стратегически важного для всего человечества виде деятельности - охране здоровья людей. Поэтому важно сконцентрировать финансовые ресурсы для научных исследований в крупных научно - исследовательских центрах. 

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ: 

1. Признать приоритетными задачами в деле охраны здоровья совершенствование медицинской помощи населению, восстановление ее доступности, повышение качества. Для успешного решения этих задач необходимо скоординировать воедино три направления развития отрасли: 

- единство всей системы здравоохранения независимо от территориальных и ведомственных разграничений; 

- единство лечебно - профилактической и экономической эффективности; 

- единство врача и пациента в достижении максимальной эффективности результатов профилактической и лечебной деятельности. 

2. В целях реального повышения уровня здоровья нации Минздраву России во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 гг. обеспечить: 

- сохранение государственного характера предоставления медицинской помощи населению; 

- активное развитие профилактической направленности системы здравоохранения; 

- повышение структурной эффективности здравоохранения; 

- развитие первичной медико - санитарной помощи, особенно на селе; 

- всемерное повышение качества медицинской помощи; 

- развитие и внедрение новых технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных; 

- оптимизацию финансирования здравоохранения; 

- развитие кадровых ресурсов для здравоохранения. 

3. Утвердить План действий Министерства здравоохранения Российской Федерации по реализации Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года. 

4. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в срок до 20 мая 2002 года разработать и утвердить территориальные планы действий по реализации Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2004 года. 

5. Контроль за выполнением настоящего решения оставляю за собой. 

 

Председатель коллегии, 

Министр здравоохранения 

Российской Федерации 

Ю.Л.ШЕВЧЕНКО 

 

Секретарь коллегии 

И.В.ПЛЕШКОВ 

 

 

 

 

Приложение 

к решению Коллегии 

Министерства здравоохранения 

Российской Федерации 

от 20.02.2002 г. N 6 

 

ПЛАН 

ДЕЙСТВИЙ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО 

РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ 

ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2004 ГОДА 

 

N  

Содержание мероприятий  

Срок
исполнения 

Исполнители  

1. В области развития систем управления и финансирования
здравоохранения  

1.1.  

Сформировать
межведомственные
комиссии по охране
здоровья граждан на
уровне субъектов
Российской Федерации  

2002  

Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации Представители
Минздрава России в
федеральных округах
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

1.2.  

Создать на федеральном,
окружном и региональном
уровнях стратегические
группы по реализации
приоритетных
направлений развития
отрасли  

2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Представители Минздрава
России в федеральных
округах
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

1.3.  

Привести структуру и
функции органов
управления
здравоохранением на
всех уровнях в
соответствие целям и
задачам развития
отрасли, предусмотрев
создание подразделений
по следующим
направлениям:
стратегическое
планирование и
прогнозирование,
медицинская
профилактика,
стандартизация,
управление качеством
оказания медицинской
помощи населению  

IV кв.
2002  

Все подразделения
Минздрава России РАМН
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
Органы управления
здравоохранением
муниципальных
образований  

1.4.  

Создать окружные
медицинские центры
Минздрава России  

2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Представители Минздрава
России в федеральных
округах
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

1.5.  

Обеспечить подготовку
стратегического
документа о состоянии
здоровья населения в
Российской Федерации  

Ежегодно
III кв.  

Все подразделения
Минздрава России
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
РАМН  

1.6.  

Осуществлять
мониторирование
результатов выполнения
соглашений о
взаимодействии между
Минздравом, ФОМС и
Администрациями
субъектов Российской
Федерации по вопросам
обеспечения населения
медицинской помощью  

Ежегодно
с I кв.
2002 года  

Все подразделения
Минздрава России ФОМС
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

1.7.  

Разработать Концепцию
совершенствования
законодательства в
области здравоохранения
и перспективный план
подготовки
законопроектов  

IV кв.
2003  

Правовое управление
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению РАМН
Российская медицинская
ассоциация  

1.8.  

Совместно с
заинтересованными
сторонами доработать
законопроекты:
- "О здравоохранении в
Российской Федерации)";
- "О организационной
правовой форме
государственных и
муниципальных
некоммерческих
организаций в
социальной сфере";
- "О внесении
дополнений и изменений
в закон
"О лекарственных
средствах";
- "Об обязательном
страховании
профессиональной
ответственности
медицинских
работников";
- "О медицинских
изделиях";
- "О внесении
дополнений и изменений
в закон
"О донорстве крови и
ее компонентов"  

2002-2004  

Все подразделения
Минздрава России  

1.9.  

Совместно с
заинтересованными
сторонами подготовить
проекты постановлений
Правительства
Российской Федерации:
- "О лицензировании
видов деятельности в
системе
здравоохранения";
- "О правилах оказания
платных медицинских
услуг в Российской
Федерации";
- "О развитии системы
государственных заказов
в государственных и
муниципальных
учреждениях";
о федеральных целевых
программах:
- "Здоровый ребенок";
- "Развитие
телемедицинской сети
Российской Федерации"  

2002-2003  

Все подразделения
Минздрава России  

1.10. 

Ввести систему
мониторирования
результатов реализации
Федеральных целевых
программ в области
охраны здоровья и
здравоохранения  

Постоянно
с 2002
года  

Все подразделения
Минздрава России
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

1.11. 

Пересмотреть
номенклатуру учреждений
здравоохранения с
учетом положений
Гражданского кодекса  

IV кв.
2002  

Все подразделения
Минздрава России
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

1.12. 

Принять участие в
разработке нормативно -
правового обеспечения
расширения
организационно -
правовых форм
медицинских организаций 

IV кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Правовое управление
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами 

1.13. 

Организовать
эксперимент
в ряде субъектов
Российской Федерации с
целью внедрения
современных форм
управления
здравоохранением с
введением элементов
стратегического
планирования  

I кв. 2003 

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Органы управления
здравоохранением
Российской Федерации  

1.14. 

Реализовать во всех
субъектах Российской
Федерации подушевой
принцип финансирования
здравоохранения на
основе ежегодного
среднего подушевого
норматива
финансирования отрасли
с коэффициентами его
дифференциации по
субъектам Российской
Федерации  

2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
ФОМС
Органы управления
здравоохранением
Российской Федерации  

1.15. 

Разработать комплекс
мер по снижению сроков
пребывания больных в
стационаре  

2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
ФОМС
Органы управления
здравоохранением
Российской Федерации  

1.16. 

Принять участие в
разработке системы
стимулирующей
работодателей к
увеличению инвестиций в
улучшение состояния
здоровья работников  

2004  

Все подразделения
Минздрава России
Российская медицинская
ассоциация
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
ЦК профсоюзов
работников
здравоохранения России  

2. В области повышения структурной эффективности отрасли  

2.1.  

Обеспечить пересмотр
программы
Государственных
гарантий оказания
медицинской помощи
гражданам Российской
Федерации  

Ежегодно  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
ФОМС  

2.2.  

Разработать программы
обновления
производственных фондов
медицинских организаций
на основе реализации
инноваций медико -
технического характера  

IV кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
Органы управления
здравоохранением
муниципальных
образований  

2.3.  

Разработать порядок
оплаты труда
медицинских работников,
обеспечивающий
зависимость его
размеров от
количественных и
качественных
характеристик
деятельности  

IV кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Российская медицинская
ассоциация
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
ЦК профсоюза работников
здравоохранения России  

2.4.  

Разработать правила
оснащения
государственных и
муниципальных
медицинских организаций
оборудованием, его
применения и
обновления,
предусмотрев
ранжирование
медицинского
оборудования по
классам, стандартизацию
фондооснащенности
медицинским
оборудованием различных
типов медицинских
технологий,
регулирование норм
износа и порядка
применения норм
ускоренной амортизации
активной части основных
фондов  

IV кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами 

2.5.  

Разработать финансовые
механизмы и порядок их
применения,
стимулирующие развитие
стационарозамещающих
технологий  

II кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

2.6.  

Разработать порядок
перехода на систему
заказов и договоров с
медицинскими
организациями на
оказание гражданам
бесплатной медицинской
помощи  

II кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами 

2.7.  

Повысить эффективность
капитальных вложений в
здравоохранение,
нормативно установив
процедуры планирования
на реконструкцию и
капитальное
строительство  

IV кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Всероссийский центр
медицины катастроф
"Защита" Минздрава
России
Федеральное управление
медико - биологических
и экстремальных проблем
при Минздраве России  

2.8.  

Разработать механизм
планирования
деятельности лечебно -
профилактических
учреждений,
стимулирующий
эффективное
использование ресурсов  

III кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

2.9.  

Определить порядок
проведения экспертизы
инвестиционных проектов 

IV кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами 

2.10. 

Внедрить систему
планирования и
финансирования
деятельности
медицинских учреждений
федерального подчинения
на основе оплаты за
конкретные объемы
медицинской помощи  

IV кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН  

2.11  

Разработать систему
управления качеством
медицинской помощи,
основанную на клинико -
экономическом анализе,
стандартизации и
доказательной медицине  

2002-2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
контроля качества,
эффективности,
безопасности
лекарственных средств и
медицинской техники
РАМН  

2.12  

Разработать систему
мониторирования
врачебных ошибок  

III кв.
2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН  

2.13. 

Разработать и утвердить
"Инструктивно -
методические и
нормативные документы,
регламентирующие
мобилизационную
подготовку учреждений
службы крови Минздрава
России и организацию их
работы в условиях
военного времени"
(Постановление
Правительства
Российской Федерации от
1 февраля 2000 года
N 75-4)  

IV кв.
2002  

Второе управление  

3. В области развития служб здравоохранения  

3.1.  

Разработать Программы
развития стационарной,
амбулаторно -
поликлинической и
скорой медицинской
помощи  

IV кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
РАМН  

3.2.  

Разработать
организационно -
правовые основы
деятельности службы
восстановительной
медицины (медицинской
реабилитации),
обеспечив ее
преемственность с
другими службами и
организациями системы
здравоохранения России  

IV кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
РАМН  

3.3.  

Разработать
организационно -
правовые и методические
основы развития системы
оказания первой помощи
пострадавшим в дорожно
- транспортных
происшествиях, авариях
и катастрофах
техногенного и
природного характера  

II кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Всероссийский центр
медицины катастроф
"Защита" Минздрава
России
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.4.  

Разработать Программу
развития
здравоохранения на селе 

III кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управление финансами и
материальными ресурсами
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.5.  

Разработать отраслевую
программу развития
федеральной медицинской
службы гражданской
обороны  

IV кв.
2003  

Второе управление
Департамент
экономического
развития, управления
финансами и
материальными ресурсами
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики  

3.6.  

Разработать Программу
развития экстренной
медицинской помощи  

II кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Всероссийский центр
медицины катастроф
"Защита" Минздрава
России
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.7.  

Развить сеть
реабилитационных
центров для больных
наркоманией  

IV кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.8.  

Разработать отраслевую
Программу развития
психиатрической помощи
населению Российской
Федерации  

II кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

3.9.  

Создать в федеральных
округах филиалы
Всероссийского центра
медицины катастроф
"Защита" Минздрава
России с возложением на
них функций
региональных центров
медицины катастроф  

III кв.
2002  

Всероссийский центр
медицины катастроф
"Защита" Минздрава
России
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.10. 

Разработать отраслевую
программу "Здоровье
старшего поколения"  

IV кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

3.11. 

Создать регистр
санаторно - курортных
учреждений субъектов
Российской Федерации  

II кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Органы управления
здравоохранением
Субъектов Российской
Федерации  

3.12. 

Разработать стандарты
аккредитации
медицинских учреждений
и методику проведения
аккредитации  

III кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

3.13. 

Организовать систему
учета материально -
технической базы
учреждений
здравоохранения системы
Минздрава России  

I кв.
2003  

Департамент экономики
развития
здравоохранения,
управление финансами и
материальными ресурсами
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.14. 

Разработать методологию
медико -
психологической
реабилитации участников
боевых действий  

IV кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

3.15. 

Завершить разработку и
внедрение единого
Комплекса отраслевых
стандартов  

III кв.
2003  

Все подразделения
Минздрава
РАМН  

3.16. 

Разработать отраслевую
программу "Развитие
донорства крови"  

2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
РАМН  

4. В области охраны материнства и детства  

4.1  

Организовать и провести
Всероссийскую
диспансеризацию детей  

2002  

Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

4.2.  

Разработать принципы
профилактики и снижения
материнской и
младенческой смертности
с учетом дифференциации
подходов в различных
регионах  

IV кв.
2003  

Управление медицинских
проблем материнства и
детства
РАМН  

4.3.  

Разработать методы
прогнозирования,
диагностики, лечения,
реабилитации и
профилактики нарушений
репродуктивного
здоровья  

IV кв.
2003  

Управление медицинских
проблем материнства и
детства
РАМН  

4.4.  

Развить сеть медико -
генетических и
перинатальных центров  

IV кв.
2004  

Управление медицинских
проблем материнства и
детства РАМН
Органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации  

4.5.  

Разработать и внедрить
в деятельность лечебно
- профилактических
учреждений "Паспорт
здоровья семьи"  

II кв.
2004  

Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

5. В области профилактики заболеваний  

5.1.  

Разработать отраслевую
целевую программу
"Охрана и укрепление
здоровья здоровых на
2003-2010 годы"  

II кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений,
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
РАМН  

5.2.  

Разработать и
реализовать программу
комплексных выборочных
исследований здоровья
населения, приуроченных
к Всероссийской
переписи населения  

II кв.
2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН  

5.3.  

Разработать критерии
оценки качества и
эффективности
медицинской
профилактической
деятельности и
механизмы
экономического
управления
профилактической
работой медицинских
учреждений  

2001-2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
РАМН
ФОМС  

5.4.  

Создать систему
информационного
обеспечения
специалистов
здравоохранения по
вопросам профилактики
заболеваний и
формирования здорового
образа жизни  

IV кв.
2002  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
РАМН
ФОМС  

5.5.  

Разработать Программу
по медицинской
профилактике
алкоголизма, наркоманий
и токсикоманий среди
несовершеннолетних и
молодежи  

II кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
Управление медицинских
проблем материнства и
детства
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
РАМН  

5.6.  

Разработать систему
оценки деятельности
медицинских учреждений
и специалистов по
профилактике
неинфекционных
заболеваний  

III кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
РАМН  

5.7.  

Разработать программы
последипломного
образования врачей и
средних медицинских
работников для работы в
центрах и кабинетах
профилактики  

IV кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
РАМН  

5.8.  

Разработать нормативные
документы по
совершенствованию
деятельности по
профилактике
заболеваний в
учреждениях
здравоохранения
Российской Федерации  

II кв.
2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Правовое управление  

5.9.  

Обеспечить формирование
сети школ общественного
здравоохранения в
Российской Федерации  

IV кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации  

5.10. 

Обеспечить
токсикологический
мониторинг населения
Российской Федерации  

Постоянно  

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

5.11. 

Обеспечить подготовку
Государственного
доклада о санитарно -
эпидемиологической
обстановке в стране  

Ежегодно
к III кв.  

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
РАМН  

5.12. 

Разработать и утвердить
отраслевую программу
развития
государственной
санитарно -
эпидемиологической
службы Российской
Федерации на 2003-2010
годы, предусмотрев в
ней улучшение
материально -
технической базы
учреждений
госсанэпидслужбы,
совершенствование
лабораторного дела  

IV кв.
2002  

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора
РАМН  

5.13. 

Обеспечить реализацию
системы социально -
гигиенического
мониторинга во всех
учреждениях
государственной
санитарно -
эпидемиологической
службы Российской
Федерации  

III кв.
2004  

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора  

5.14. 

Осуществить меры,
направленные на
оптимизацию структуры
центров
госсанэпиднадзора и
численности
специалистов, включая
изменения в
номенклатуре
учреждений и
специалистов  

I кв. 2004 

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора  

5.15. 

Осуществить
реорганизацию
дезинфекционного дела
в соответствии с
постановлением
Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2000 г.
N 554 "Об утверждении
Положения о
государственной
санитарно -
эпидемиологической
службе Российской
Федерации и Положения
о государственном
санитарно -
эпидемиологическом
нормировании"  

III кв.
2003  

Департамент
государственного
санитарно -
эпидемиологического
надзора  

5.16. 

Разработать обучающие
программы по оказанию
первой медицинской
помощи и уходу за
больными для
плавсостава.
Разработать судовое
медицинское
руководство  

II кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
РАМН  

6. В области кадровой политики и образования  

6.1.  

Разработать Концепцию
кадровой политики в
здравоохранении
Российской Федерации  

II кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
РАМН  

6.2.  

Разработать Концепцию
интеллектуализации
системы
здравоохранения
и развития творческих
способностей
медицинских работников  

II кв.
2004  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
РАМН
ЦК профсоюза работников
здравоохранения России
Российская медицинская
ассоциация  

6.3.  

Продолжить работу по
заключению коллективных
Договоров с целью
обеспечения условий по
улучшению социальной
защиты медицинских
работников  

Ежегодно  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
ЦК профсоюза работников
здравоохранения России
Органы управления
здравоохранением
Российской Федерации  

6.4.  

Разработать предложения
по совершенствованию
системы льготного
пенсионного обеспечения
работников
здравоохранения в
соответствии с
Концепцией пенсионной
реформы  

IV кв.
2004  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
ЦК профсоюза работников
здравоохранения России  

6.5.  

Завершить разработку и
внедрение системы
контроля уровня и
качества подготовки
специалистов
здравоохранения  

II кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации  

6.6.  

Разработать механизм
реализации Доктрины
среднего медицинского и
фармацевтического
образования  

I кв. 2002 

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики  

6.7.  

Пересмотреть
номенклатуру
(классификатор)
специальностей
специалистов с высшим
медицинским и
фармацевтическим
образованием в
учреждениях
здравоохранения  

IV кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

6.8.  

Завершить создание
многоуровневой системы
подготовки средних
медицинских работников  

III кв.
2004  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

6.9.  

Обеспечить формирование
государственного заказа
на подготовку
специалистов в
соответствии с
потребностями и
перспективами развития
графического
здравоохранения  

Ежегодно  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

6.10. 

Разработать и утвердить
отраслевые стандарты
послевузовского
профессионального
образования
(интернатура,
ординатура) по
специальностям в
соответствии с
номенклатурой
специальностей  

I кв.
2003  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики  

6.11. 

Усовершенствовать
систему заключения 3-х
сторонних договоров с
целью закрепления
специалистов в
отдаленных районах и
сельской местности,
подготовленных за счет
средств федерального
бюджета  

I кв.
2004  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики  

6.12. 

Внедрить систему
повышения квалификации
руководителей органов
управления
здравоохранением всех
уровней и обеспечить
формирование
действенного резерва на
руководящие должности  

IV кв.
2002  

Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

7. В области научного обеспечения здравоохранения  

7.1.  

Подготовить дополнения
в Государственный
реестр новых
медицинских технологий  

I кв.
2003  

Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений  

7.2.  

Разработать и утвердить
Положение о порядке
планирования
медицинских научных
исследований,
проведения экспертизы и
приема готовой научной
продукции  

IV кв.
2002  

Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
РАМН  

7.3.  

Разработать Положение о
формировании
государственного заказа
на научные разработки  

IV кв.
2003  

Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
РАМН  

7.4.  

Провести
государственную
аккредитацию научных
организаций отрасли  

II кв.
2004  

Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
РАМН  

7.5.  

Создать отраслевой
центр по научному,
правовому и
методическому
обеспечению
мобилизационной
подготовки
здравоохранения и
федеральной медицинской
службы гражданской
обороны  

II кв.
2003  

Второе управление
Управление научно -
исследовательских
медицинских учреждений
Департамент
экономического
развития, управления
финансами и
материальными ресурсами 

7.6.  

Изучить состояние
ресурсной базы научно -
исследовательских
учреждений, разработать
Программу развития
материально -
технической базы
медицинской науки  

IV кв.
2003  

Управления научно -
исследовательских
медицинских учреждений,
Департамент
экономического
развития, управления
финансами и
материальными
ресурсами,
РАМН  

8. В области лекарственного и медико - технического
обеспечения  

8.1.  

Внедрить в практику
здравоохранения
формулярные системы  

IV кв.
2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Управление организации
фармацевтической
деятельности,
обеспечения лекарствами
и медицинскими
изделиями
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

8.2.  

Обеспечить обновление
перечня жизненно важных
и необходимых
лекарственных средств  

ежегодно  

Управление организации
фармацевтической
деятельности,
обеспечения лекарствами
и медицинскими
изделиями  

8.3.  

Завершить формирование
системы сертификации
лекарственных средств в
Российской Федерации  

IV кв.
2002  

Департамент
государственного
контроля качества,
эффективности,
безопасности
лекарственных средств и
медицинской техники  

8.4.  

Разработать положение о
создании и ведении
типовых клинико -
фармакологических
статей  

IV кв.
2002  

Департамент
государственного
контроля качества,
эффективности,
безопасности
лекарственных средств и
медицинской техники  

8.5.  

Усовершенствовать
систему
государственного
контроля качества и
безопасности
лекарственных средств  

IV кв.
2002  

Департамент
государственного
контроля качества,
эффективности,
безопасности
лекарственных средств и
медицинской техники  

9. В области медицинских информационных технологий
и систем мониторинга  

9.1.  

Создать Федеральный
научно - аналитический
центр стратегического
планирования и
прогнозирования  

III кв.
2003  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

9.2.  

Создать сеть
информационно -
аналитических центров
органов управления
здравоохранением в
субъектах Российской
Федерации  

2003-2004  

Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению  

9.3.  

Обеспечить пересмотр
учетно - отчетных
медицинских
статистических форм  

постоянно  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
ФОМС  

9.4.  

Создать "Интернет
портал" Минздрава
России  

II кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН  

9.5.  

Создать единую
информационно -
аналитическую сеть
Минздрава России и
органов управления
здравоохранением в
субъектах Российской
Федерации  

IV кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

9.6.  

Разработать и внедрить
единые программные
продукты по:
- ведению медицинской
статистики;
- ведению реестра
федерального имущества;
- реализации ФЦП;
- учету материальных
ценностей;
- учету кадров;
- материально -
техническому
обеспечению  

2002-2004  

Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Департамент экономики
развития
здравоохранения,
управление финансами и
материальными ресурсами
Департамент
образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации  

9.7.  

Разработать и внедрить
систему электронного
документооборота на
федеральном,
региональном и
муниципальном уровне  

2003-2004  

Все подразделения
Минздрава России ФФОМС
Органы управления
здравоохранением
субъектов Российской
Федерации
Органы управления
здравоохранением
муниципальных
образований  

9.8.  

Создать телемедицинскую
систему Минздрава
России с
представителями
Минздрава в федеральных
округах  

III кв.
2003  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
Представители Минздрава
России в федеральных
округах  

9.9.  

Разработать порядок
сертификации
телемедицинских центров
в системе
здравоохранения
Российской Федерации  

IV кв.
2002  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН  

9.10. 

Разработать единую
общероссийскую
персонифицированную
информационную систему
"Электронный
медицинский паспорт
пациента"  

IV кв.
2004  

Департамент
экономического развития
здравоохранения,
управления финансами и
материальными ресурсами
Департамент организации
и развития медицинской
помощи населению
РАМН