Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2002, N 3 

 

ЕДИНОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО 

СТРАНЫ. ОПЫТ МОСКВЫ 

 

В последнее время вопрос о создании единого фармацевтического информационного пространства на территории России достаточно широко обсуждается на разных уровнях. Этой теме было уделено большое внимание на круглом столе, состоявшемся в рамках Коллегии Минздрава РФ в марте текущего года. Свои предложения на эту тему высказали не только представители Министерства, но и некоторых территорий, включая Москву и Санкт-Петербург. Спорить с необходимостью решения этого вопроса не имеет смысла, т.к. он продиктован самой логикой развития фармацевтической отрасли в нашей стране. В то же время не покидает ощущение, что этот важный в стратегическом плане вопрос будет решен федеральными властями без учета мнения специалистов, работающих не один год в сфере фармацевтической информации в регионах. 

Центр фармацевтической информации Комитета здравоохранения Москвы имеет уже шестилетний опыт работы по созданию и сопровождению территориальной информационной системы, охватывающей более 1,5 тыс. клиентов, поэтому наше мнение может оказаться полезным при создании общероссийской структуры. В связи с этим мне хочется остановиться на двух основных моментах: 

- что сейчас, спустя шесть лет, представляет из себя ЕСФИ; 

- что мы думаем по поводу создания Единого фармацевтического информационного пространства в масштабах страны. 

В 1996 г. в соответствии с Распоряжением заместителя премьера Правительства Москвы N 1124 от 30.08.96 на базе Единой сети фармацевтической информации (ЕСФИ), разработанной и поддерживаемой нашим Центром, было сформировано Единое информационное пространство в сфере лекарственного обеспечения населения города. Таким образом, популярное ныне понятие "Единое информационное пространство" (применительно к фармации) впервые прозвучало именно в этом распоряжении и было введено в обращение нашим Центром. 

С самого начала ЕСФИ задумывалась как средство обеспечения информационного взаимодействия между всеми субъектами фармацевтического рынка, включая дистрибьюторов и аптеки независимо от их формы собственности и ведомственной подчиненности, а также население и органы городского управления и контроля. 

ЕСФИ создана и поддерживается предприятием с государственной формой собственности, которое не имеет никаких интересов в сфере лекарственного обращения (товарного), что позволяет нашему Центру давать объективную информацию, а это является важным фактором в наше время массовой, всюду проникающей рекламы лекарств. Общероссийская информационная система должна базироваться на государственных структурах, что позволит государству контролировать информационные потоки, а это является необходимым условием контроля за развитием фармацевтического рынка. 

Другим важным принципом нашей работы была и остается трактовка понятия "единое" в контексте информационного пространства или системы. На наш взгляд, ЕСФИ должна предоставлять возможность получения наиболее полной и достоверной информации по всему кругу вопросов, интересующих аптечные предприятия и население на территории Москвы, в одном месте. С другой стороны, мы никогда не претендовали на звание "единственной". В городе существует масса других информационных систем - от локальных до глобальных. 

В своей работе Центр использует различные технологии и носители. Там, где это возможно и целесообразно, мы стараемся дублировать информацию на бумажном и электронном носителях, обеспечивать как on-line, так и off-line доступ. 

Какую же информацию можно получить у нас в Центре? Прежде всего, это нормативно-правовая документация, регулирующая фармацевтическую деятельность на территории Москвы. Здесь важно отметить, что наши ежемесячные сборники нормативных документов тщательно проработаны с точки зрения исправления смысловых ошибок, особенно в тех случаях, когда в приказах ссылаются на номенклатуру, так как в названиях, формах и дозировках были, есть и будут ошибки. Нормативные документы доступны как в виде сборника на бумажном носителе, так и в виде базы данных с on-line доступом через наш Интернет-сайт www.apteka.mos.ru. 

Там же, на сайте, можно ознакомиться с информацией Управления лицензирования фармацевтической деятельности Москвы. Ежемесячно публикуются данные о всех выданных, приостановленных и отозванных лицензиях. Доступ к этим сведениям - бесплатный. Если же вы хотите получить оперативный ответ на запрос о наличии и статусе лицензий для конкретной организации на произвольную дату, то это возможно за 7 долл. в месяц без ограничения числа запросов. 

Контроль качества лекарств - один из вопросов, который, наряду с ценообразованием, в последнее время делит первое место по актуальности. В силу известных причин, вызванных существующей в Департаменте контроля качества формой доведения данной информации, этот вопрос пока нами реализован только на бумажном носителе с его отображением на сайте. Однако уже осенью совместно с городским Центром сертификации и контроля качества мы сделаем доступной оперативную информацию о фальсифицированных или забракованных препаратах на территории Москвы. Самой большой по объему из имеющихся в Центре является база данных о наличии медикаментов и ценах на них в аптеках Москвы, которую мы ведем с 1994 г. На протяжении последних пяти лет абонентами ЕСФИ являются от 400 до 500 городских аптек, поэтому можно считать, что база содержит объективное отражение розничных цен. Ежедневно фармацевты-операторы бесплатной городской телефонной справочной службы обрабатывают около 2,5 тыс. звонков и около 3 тыс. обращений поступающих на наш Интернет-сервер www.apteka.mos.ru. 

Вариантов использования БД по рознице очень много, так что если какая-то организация хочет получить какой-либо анализ разово или на постоянной основе, то мы готовы к сотрудничеству. Одно из последних исследований проводилось нами в связи с введением НДС. Результат, кстати, и интересный, и предсказуемый одновременно: в тот момент, когда было больше всего шума и возмущения (январь - начало февраля), цены изменились совсем немного - в пределах обычного ежемесячного роста, зато сейчас, когда страсти утихли, цены как раз поднялись существенно. 

Следующий важный раздел нашей работы - оптовое звено. В 1998 г. специально для информационного обеспечения поставок медикаментов, закупаемых по городскому заказу, Центром была разработана и внедрена система заявки на складах, позволяющая аптекам в режиме on-line не только делать заявки, но и отслеживать их исполнение. Данная система отработала полгода, после чего принцип распределения льготных медикаментов в Москве был кардинально изменен, и в ней отпала необходимость. 

После нескольких попыток найти ей другое применение мы остановились на неожиданном решении - полностью открыть и сделать бесплатной. В настоящее время любой склад из любой точки нашей страны может не только разместить любое количество прайс-листов, но и организовать сбор и обслуживание заказов от клиентов. Если все это делать только в режиме on-line, то это ничего не стоит. 

Когда мы говорим о территориальной информационно-вычислительной системе, необходимо сказать о ее ядре - базовых справочниках. Ядром ЕСФИ является Единый городской классификатор лекарственных средств и изделий медицинского назначения Москвы, широко известный под аббревиатурой ЕГК. В январе этого года исполнилось пять лет с того момента, как ЕГК стал доступен всем организациям, занимающимся информационными системами в области фармации на территории Москвы. Строго говоря, он доступен из любого места, т.к. распространяется через Интернет. ЕГК - это прежде всего номенклатура, ассортимент аптек. Кроме лекарственных средств в него включены еще 8 типов фармацевтической и медицинской продукции. Для полного описания упаковок медикаментов в ЕГК используется 25 таблиц, что предоставляет широкий спектр возможностей его использования: от идентификации конкретной упаковки в автоматизированных системах учета медикаментов в аптеках и на аптечных складах до подготовки аналитических отчетов в обобщенных терминах. Сейчас номенклатура ЕГК составляет более 40 тыс. записей. ЕГК задумывался как общегородской стандарт и в этом отношении, на наш взгляд, он свои функции выполняет, т.к. служит основой не только ЕСФИ (более 500 абонентов), но и таких систем, как учет выписки и отпуска медикаментов по льготным рецептам страховой компании "РОСНО" (более 300 абонентов), справочной службы "Медицина для Вас" и др. Практически все системы локальной автоматизации поддерживают экспорт-импорт в кодах ЕГК. Необходимо отметить, что все эти годы пользоваться ЕГК можно было, внося чисто символическую регистрационную плату - 3 тыс. р. в год. Тем не менее, для того, чтобы сделать ЕГК еще более доступным, начиная с марта текущего года минимально-необходимый набор из 6 таблиц (облегченный ЕГК, включающий штрих-коды, страны и производителей) распространяется нами полностью бесплатно. Таким образом, номенклатура ЕГК стала первой в нашей стране, распространяемой на абсолютно бесплатной основе. Этот принцип существенен (распространение стандартов не должно быть платным), и в дальнейшем при разработке федеральных классификаторов необходимо сохранять правило бесплатного распространения. Существуют еще две конфигурации поставки ЕГК: базовая и расширенная. Ежемесячная подписка на базовый вариант (набор из 18 таблиц) стоит 30 долл. в месяц, а на расширенный - 48. Подробно с составом информации и условиями ее распространения можно ознакомиться на нашем сайте www.apteka.mos.ru. 

Опираясь на шестилетний опыт построения единого информационного пространства на территории Москвы, можно высказать следующие основные пожелания по организации общероссийской системы: 

1. Единая фармацевтическая информационная система должна иметь иерархическую структуру с четким разделением функций как между различными уровнями, так и внутри каждого уровня. Обмен между уровнями должен производиться по форматам и регламенту вышестоящего уровня. Опыт ЕСФИ показал, что единую номенклатуру можно только предложить в качестве единого языка общения, но невозможно навязать. Объективная причина - разрыв во времени появления товара в аптеке и появления его описания в базе данных. Этот разрыв будет всегда, т.к. ассортимент аптеки (аптечного склада) гораздо шире, чем номенклатура государственного реестра, даже после того, как туда будут включены БАД и парафармация. Поэтому на организации, обеспечивающей автоматизацию конечного клиента, всегда будет лежать функция ведения собственной номенклатуры данного клиента с последующей нормализацией к некой единой. Если экстраполировать данную ситуацию на масштабы всей страны, то становится очевидно, что централизованно вести единую, обязательную номенклатуру в терминах упаковки просто невозможно, т.к. в Калининграде, Мурманске и Владивостоке никогда не будет даже примерно одинакового ассортимента в аптеках. Более того, это и не нужно. Если говорить об общероссийской системе, то необходимо стандартизировать более общие термины, нежели чем "упаковка". Каждая территория может вести свою номенклатуру самостоятельно, главное, чтобы организация, отвечающая за предоставление информации на более высокий уровень, поддерживала номенклатуру более высокого уровня иерархии. Логическим следствием данных рассуждений будет признание необходимости свободного, оперативного и удобного, а главное бесплатного, доступа к общероссийской номенклатуре товаров, прошедших государственную регистрацию в Минздраве. Под номенклатурой мы понимаем: идентификатор упаковки, ее наименование и штриховой код. 

2. Построение единого пространства будет реальной задачей обозримого будущего, а не абстрактного светлого будущего, если в него будут интегрированы уже существующие территориальные системы (как, например, ЕСФИ) в том виде, в котором они есть. Необходимо максимальное использование уже имеющихся интеллектуальных, технологических и организационных ресурсов действующих систем территориального уровня, т.к. они являются конкретной реализацией одной и той же идеи, с учетом местной специфики. 

3. Необходимо провести децентрализацию в смысле распределения функций между различными уровнями. Российский центр не должен обеспечивать каждого субъекта фармацевтического рынка во всех регионах даже информацией о стандартах. Да, он должен взять на себя организационные функции по созданию и поддержке информационных стандартов в фармации. Более того, в идеале Минздрав должен создать систему по выработке стандартов с широким привлечением как теоретиков, так и практиков в этой сфере, а не стандарты как таковые. В противном случае невозможно будет сделать даже единую номенклатуру упаковок, т.к. она может быть разной в зависимости от конкретного круга задач, т.е. описание упаковки, используемое в целях государственной регистрации, не обязательно будет совпадать с описанием той же упаковки, которое используется в автоматизированной системе, например в аптеке. 

Конечно, вопрос создания единого пространства слишком сложный и многогранный, чтобы отразить все его стороны в одной статье. Я попытался затронуть лишь некоторые, наиболее важные моменты. В любом случае, наш Центр готов поделиться своим опытом в этой работе и принять участие в создании общероссийской системы при необходимости. 

 

Директор ЦФИ КЗ Москвы, кандидат 

физико-математических наук 

А.В.ЛАКТИОНОВ 

Подписано в печать 

26.03.2002