Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2002, N 3 

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ 

 

По материалам II Всероссийской конференции "Дистрибуция и аптека", доклад кандидата фармацевтических наук Е.Ю.Коробко, РУДН 

 

В сфере фармацевтики сегодня чувствуется огромный интерес к логистике, который вызван поиском путей повышения эффективности продвижения товаров на рынке, где уже недостаточно использования только маркетингового подхода. Это можно объяснить тем, что многие задачи, связанные с насыщением фармацевтического рынка, были решены (так, объективно произошло увеличение ассортимента в несколько раз). Сегодня же приоритеты изменились, и теперь на первый план выходят проблемы взаимодействия в процессе движения товаров аптечного ассортимента. Поэтому маркетинговый подход, который способствует созданию и продвижению новых товаров, отвечающих запросам потребителей, дополняется логистическим, решающим проблемы эффективной доставки данной продукции до конечного потребителя. 

Что касается этапов становления логистики, то зарубежные исследования выделяют 3 периода: дологистический, период "классической логистики" и "неологистики". Основные отличия логистического подхода от традиционного снабженческо-сбытового: 

- рассмотрение товаров аптечного ассортимента в качестве сквозного материального потока, требующего новых методов оценки и управления; 

- взаимодействие и интеграция всех звеньев товаропроводящей сети в единую логистическую систему; 

- применение единых критериев оценки деятельности участников товародвижения (например, показателей эффективности использования ресурсов и величины издержек обращения). 

В идеале работающая схема логистики предполагает, что в процессе движения материального потока каждый участник выполняет определенные функции на определенном этапе. Другими словами, в успешно функционирующем логистическом процессе роли участников и время их "выхода на сцену" строго расписаны. 

Выделяют несколько этапов преобразования материального потока, т.е., по сути, логистического процесса: 

- получение и хранение сырья для производства; 

- подготовка, хранение сырья производителем; 

- производство готовых лекарственных средств (ЛС) и других товаров; 

- хранение, подготовка поступления к конечному потребителю; 

- получение ЛС (или другого) потребителем. 

Все движения происходят в совокупности с финансовым, информационным, сервисным и транспортным потоками. В классическом варианте сырье от поставщика поступает на склад производителя - и это относится к логистике снабжения. Затем готовая продукция отгружается на склады дистрибьютора, откуда в результате преобразований материального потока товар поступает к конечному потребителю - и это уже логистика дистрибьюции. 

Что же касается российского фармацевтического рынка, то здесь на основе изучения различных взаимодействий между участниками рынка (производитель, оптовое и розничное звено) были определены направления эволюции логистики. Современное состояние товародвижения на фармацевтическом рынке соответствует периоду "классической логистики". Схема "ранней классической логистики" характерна для начала 90-х гг. В этот период функцию обеспечения производителей сырьем брали на себя вновь образующиеся фирмы-посредники, с которыми производители лекарственных средств, по разным причинам, расплачивались готовой продукцией. С данной продукцией посредники выходили на рынок, пытаясь составить конкуренцию дистрибьюторам. Но посредники выдержать этой конкуренции не могли - ни по объемам продаж, ни по уровню сервиса. В схеме же "поздней классической логистики" происходит вытеснение с рынка посредников дистрибьюторами. 

Исследования дистрибьюторов на фармацевтическом рынке показывают, что эффективная деятельность на жестко конкурентном рынке требует правильного выбора и применения логистических стратегий. Основные стратегии, которые дистрибьюторы используют для получения конкурентного преимущества на фармацевтическом рынке, можно обобщить следующим образом: 

- Стратегия на основе стоимости (цены) товара. Главная задача - обеспечить конкурентоспособную цену товара, которая укрепит позиции дистрибьютора на рынке, увеличит его долю; 

- Стратегия дифференцирования. Такой подход основан на предложении небольшого ассортимента (или даже одного) эксклюзивных товаров. Здесь важно обеспечить наивысший уровень сервисного обслуживания клиентов. Инструментом может быть, например, 24-часовой график работы, четкие графики доставки заказа, обеспечение специального оборудования, которое сократит время сборки заказа и получение заказа клиентом; 

- Стратегия сокращения времени цикла заказа. Преимуществом этой стратегии является сокращение стоимости запасов и улучшение сервиса; 

- Стратегия корректировки ассортимента. В ее основе - принцип диверсификации ассортимента с целью завоевания рынка покупателей, выявления покупательской способности новых сегментов; 

- Стратегия "ниши рынка". Основана на идентификации небольших сегментов фармацевтического рынка или своей ниши рынка. Значительное число небольших фармацевтических компаний функционируют на рынке только потому, что они используют данную стратегию; 

- Увеличение охвата рынка. Например, развитие собственной розничной сети дистрибьютора. 

 

Потоки  

Направления
воздействия  

Вход  

Процесс  

Выход  

Материальный  

Ассортиментная
политика,
управление
запасами,
выбор
поставщика  

Закупка  

Прием,
разгрузка -
погрузка,
размещение,
хранение,
комплектование 

Грузооборот,
объем продаж  

Финансовый  

Обеспечение
объема запасов 

Товарный
кредит,
инвестиции  

Обеспечение
продаж,
покрытие
издержек,
обеспечение
закупок  

Обеспечение
поставок  

Сервисный  

Клиенты  

Поддержание
связей
участников
рынка  

Удовлетворение
спроса,
обеспечение
информационных
потоков  

Выживаемость в
конкуренции  

Информационный 

Состояние
рынка,
требования
клиентов  

База данных
информации,
поступающей
в систему  

Распределение
информации
внутри системы 

Регулярность и
согласованность 

Транспортный  

Способы
доставки  

Графики и
виды
доставки,
наличие
собственных
транспортных
средств  

Обеспечение
транспортного
движения
материального
потока на всех
этапах,
доставка
покупателю  

Эффективность
отгрузок
покупателям - в
заданное время
и нужное место  

 

Деятельность дистрибьютора строится на синхронизации логистических потоков и координации логистических процессов. Цель фармацевтической логистической системы дистрибьютора - доставка товаров в необходимом количестве и ассортименте, в заданное время, в максимально возможной степени подготовленных к потреблению при заданном уровне издержек и сервиса. 

Модель оптимального функционирования логистической системы дистрибьютора, характеризующая потоки, направление воздействия каждого потока, параметры входа и выхода, представлена на схеме. 

Логистика в современном понимании - молодая наука. Только в 50-е гг. прошлого века появились первые публикации по теоретическим основам логистики и возможностям ее использования в экономике. Лишь в 70-е гг. термин "логистика" вошел в словари зарубежных стран, а в российские - в 90-е гг. Фармацевтическая логистика развивалась параллельно с логистикой в других отраслях и в соответствии с преобразованиями, происходящими на фармацевтическом рынке и вообще в экономике страны. 

 

Материал подготовила 

И.СЕЛИВАНОВА 

Подписано в печать 

26.03.2002