Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтическое обозрение", 2006, N 2 

 

ПОМОЩЬ РОСЗДРАВНАДЗОРУ ГОТОВЫ ОКАЗАТЬ СИЛОВИКИ 

 

В последние годы из-за повсеместного распространения фальсификатов организации - участники оборота лекарств в нашей стране - все чаще попадают в поле зрения различных министерств и ведомств, осуществляющих в числе прочего и контроль за оборотом лекарств: Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, МВД РФ, Прокуратуры, Госнаркоконтроля РФ. Контрольные мероприятия перечисленных структур в большинстве случаев не заканчиваются для нарушителей серьезным судебным преследованием. Виной тому и коррупция во власти, и недостаточная квалификация сотрудников контролирующих органов, не позволяющая им доказать юридически факты имевших место правонарушений. 

Помощь госструктурам пришла с неожиданной стороны: Ассоциация работников правоохранительных органов России (АРПО) заявила о том, что готова предоставлять для проверок различным министерствам и ведомствам своих специалистов, способных обеспечить законное преследование нарушителей на фармацевтическом рынке, и такой опыт эта общественная организация, с разветвленной структурой и большим количеством членов по всей стране, уже имеет. Об этом в интервью корреспонденту "Фармацевтического обозрения" рассказал доктор юридических наук, профессор Сергей Максимов, вице-президент АРПО, заместитель председателя Общественного совета по здравоохранению и социальной защите, директор Института правовых и сравнительных исследований, член Экспертного совета Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции. 

 

В области здравоохранения АРПО начала свою работу в 2004 году - 8 октября этого года в рамках ассоциации был создан Совет по защите интересов предпринимательства в сфере здравоохранения (недавно он был преобразован в Общественный совет по здравоохранению и социальной защите). В Совет вошли руководители ряда общенациональных общественных организаций в области здравоохранения и социального обеспечения, защиты прав потребителей и предпринимателей, известные ученые и руководители образовательных учреждений, члены российского парламента. Начала свою работу наблюдательная комиссия, сформированная из уполномоченных сотрудников Федеральной службы безопасности, Федеральной службы наркоконтроля РФ и Министерства внутренних дел РФ. 

 

ФО: С какой целью создавался Общественный совет по здравоохранению и социальной защите? 

 

Сергей Максимов: В число основных задач, стоящих перед Советом, входят: создание системы общественного контроля за состоянием российского здравоохранения и социального обеспечения, подготовкой, обсуждением, принятием и исполнением законодательства в этих сферах; защита прав граждан и юридических лиц в указанных сферах от противоправных действий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; защита прав потребителей медицинских товаров и услуг. 

Для решения этих задач Совет не только привлекает к своей работе высококвалифицированных экспертов в области здравоохранения, социальной работы, юриспруденции, но и оказывает содействие в создании специализированных экспертных сообществ. Например, в начале 2006 года планируется завершить работу по созданию Регистра специалистов в области фармацевтико-правовой экспертизы. 

 

ФО: Что включает понятие "фармацевтико-правовая экспертиза" и для чего она нужна? 

 

С.М.: Сегодня в нашей стране трудно найти человека, которого бы не затрагивала проблема недоброкачественных и фальсифицированных лекарств. Например, по данным всероссийских опросов, проведенных ВЦИОМ в феврале-марте 2005 года, с поддельными лекарствами и недобросовестной рекламой лекарственных средств постоянно сталкиваются 10 процентов граждан и еще 44 один-два раза были жертвами подделок лекарственных средств. Хотя обладатели данной информации не объясняют, что именно понимали опрошенные под фальсификацией лекарств и каким образом они узнавали о том, что лекарство было подделано, было бы неправильным считать приведенные оценки лишь обманом восприятия. 

Для экспертных оценок распространенности подделок на лекарственном рынке России характерен труднообъяснимый разброс: от 0,015% до 60% рынка или от 6 тысяч до 500 миллионов долларов (при общем размере годового оборота лекарственных средств в 4,5-5 миллиардов долларов). Только в июле-августе 2005 года Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития издано 20 писем об изъятии фальсифицированных лекарственных препаратов. По мнению 68% опрошенных Институтом при АРПО РФ экспертов из числа сотрудников правоохранительных органов, эффективность борьбы с фальсификацией лекарственных средств за последние пять лет не увеличилась, несмотря на то, что основные производители недоброкачественных и фальсифицированных лекарств, поступающих на российский рынок, известны руководству заинтересованных контролирующих и правоохранительных органов. 

Данная оценка подтверждается тем, что менее 0,5% от общего количества, рассматриваемых судами дел о подделке лекарств завершились вынесением обвинительных приговоров. 

 

ФО: В чем причина такого бессилия перед фальсификаторами лекарств? 

 

С.М.: По моему мнению, в данном случае решающее значение имеют коррупционные связи, которыми обладают производители недоброкачественных и поддельных лекарств в контролирующих, правоохранительных органах и судах, а также подкуп и запугивание потерпевших виновными и представителями их так называемых "крыш". Однако в немалой степени слишком медленное движение к цивилизованному фармацевтическому рынку обусловлено недостаточной квалификацией сотрудников правоохранительных и контролирующих органов для успешного выявления множества нарушений различных стандартов, норм и правил, которыми сопровождается любая фальсификация. Для возбуждения административного или уголовного преследования нарушителей законодательства об обороте лекарств требуется помощь специалиста. Лучше всего, когда такой специалист одновременно хорошо разбирается и в вопросах фармацевтики, и в вопросах правового регулирования лекарственного оборота. 

 

ФО: То есть, до тех пор, пока мы не начнем готовить таких специалистов, прорыва в наведении порядка на фармацевтическом рынке не будет? 

 

С.М.: Мне бы не хотелось, чтобы создалось впечатление, что это панацея. Для решения проблемы резкого снижения доли недоброкачественных и фальсифицированных лекарств на российском рынке нужны десятки решений, прежде всего экономического и правового характера. Более того, и сегодня в нашей стране (в том числе и в Ассоциации работников правоохранительных органов РФ) есть специалисты, способные обеспечить достаточный уровень эффективности законного преследования различных нарушителей на фармацевтическом рынке. Однако, к нам обращаются за помощью в предоставлении таких специалистов не так часто, как того требует реальная ситуация в стране. Но даже тогда, когда эксперт участвует в проверке, очень трудно добиться того, чтобы нарушитель был наказан в строгом соответствии с законом. 

 

ФО: Не могли бы вы привести хотя бы один конкретный пример? 

 

С.М.: В настоящее время Институт правовых и сравнительных исследований при нашей ассоциации завершает подготовку аналитического доклада "Экспертный мониторинг состояния и практики противодействия обороту поддельных лекарств на российском рынке", который в ближайшее время будет рассмотрен на заседании Общественного совета по здравоохранению и социальной защите и представлен широкой аудитории. В рамках подготовки этого доклада эксперты Общественного совета принимают непосредственное участие в проверках фармацевтических организаций в ряде регионов России. 

Такая проверка, проведенная в декабре 2005 года уполномоченными должностными лицами УВД Западного административного округа города Москвы с участием эксперта Общественного совета по здравоохранению и социальной защите, позволила выявить в деятельности лишь одной фармацевтической компании ООО "Медарго" - признаки нескольких серьезных правонарушений. Этот вывод я могу сделать, исходя из копии заключения и докладной записки нашего эксперта, которые во всех случаях (если проверка осуществляется до возбуждения уголовного дела) направляются в Общественный совет при АРПО. Если речь идет об экспертизе или участии нашего специалиста в различных проверках в рамках возбужденного уголовного дела, то конкретная информация к нам поступает лишь с разрешения лица, возбудившего это уголовное дело. 

Сразу после проверки руководством ООО "Медарго" в отношении нашего эксперта и сотрудника правоохранительного органа УВД ЗАО была предпринята попытка оказать психологическое давление с целью аннулировать результаты проверки. По традиции в таких случаях используется угроза прибегнуть к помощи своей "крыши" (при этом не стесняются называть конкретных сотрудников ФСБ и МВД) и попытки скомпрометировать проверяющих любым доступным способом. Однако мы располагаем достаточными возможностями для того, чтобы в соответствии с законом защитить честь и достоинство наших экспертов и помочь честным сотрудникам правоохранительных органов выполнить свой долг. 

В это же время, в декабре 2005 г., в Южном административном округе была проведена проверка фармацевтической фирмы ООО "Авеста-Фарм", которая также выявила ряд грубых нарушений лицензионных условий и требований. 

Очень часто наказание по выявленным правонарушениям лицензионных условий и требований носит номинальный характер, не устраняя фактических причин нарушения. 

Одной из целей нашего Совета является санация фармацевтического рынка. Мы добиваемся, чтобы наказание не просто декларировалось, а действительно осуществлялось. 

Мы проконтролируем с использованием всех имеющихся возможностей, включая средства массовой информации, чтобы выявленные грубые нарушения в деятельности компаний "Медарго" и "Авеста-Фарм" получили должную правовую оценку. Результаты этого обязательно будут опубликованы. 

 

ФО: Вы только что упомянули о завершении работы над докладом о подделках на российском фармацевтическом рынке. Не могли бы Вы рассказать о нем подробнее? 

 

С.М.: Как я уже говорил, этот доклад планируется представить на обсуждение Общественного совета по здравоохранению и социальной защите в самое ближайшее время. К сожалению, сегодня я не уполномочен раскрывать его содержание. В основу доклада положены результаты проведенного в сентябре 2005 года опроса группы экспертов из числа сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел и таможенной службы, публикации, экспертные мнения, посвященные проблеме борьбы с подделками лекарственных средств, официальные документы ВОЗ, российских органов государственной власти, действующее и проектируемое российское законодательство о регулировании оборота лекарственных средств, материалы официальной статистики. 

Основными целями доклада являлся непредвзятый анализ экспертных, статистических и иных оценок состояния и тенденций развития российского рынка лекарственных средств с конца 90-х годов прошлого века до настоящего времени, а также оценка уже известных и новых подходов к решению проблем борьбы с подделками лекарственных средств. 

Надеюсь, что в ближайшее время ваши читатели смогут с ним познакомиться. 

 

Т.КОЛЬСОВА