Законодательство в медицине


Найти документ:

"Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3 

 

МЕДУЧРЕЖДЕНИЕ ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЬГОТУ 

 

При оказании платных услуг медучреждение имеет право на льготу по НДС. Однако чиновники часто считают, что учреждение воспользовалось такой льготой неправомерно. Доводы, которые они приводят при этом, указаны в Постановлении ФАС Поволжского округа от 1 февраля 2006 г. N А72-7600/2005-6/483. 

 

Суть спора 

 

Налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС медучреждения и установила, что оно применило льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ. 

Но, по мнению чиновников, права на льготу у медучреждения не было. Свою позицию они пояснили так. В состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, входят коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Информацию о них учреждение (организация) должно представлять в регистрирующий (налоговый) орган. 

Пока в налоговую инспекцию не представлены коды экономической деятельности, у налогоплательщика нет права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ. Чиновники доначислили налог и привлекли медицинское учреждение к административной ответственности в виде наложения штрафа. Медучреждение не согласилось с налоговиками и обратилось в Федеральный арбитражный суд. 

 

Примечание. Не подлежит налогообложению... 

...реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, при наличии соответствующей лицензии (пп. 2 п. 2, п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). К медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. N 132. 

 

Что решил суд 

 

Арбитражные судьи поддержали налогоплательщика. 

Учреждения (организации) имеют право пользоваться льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ). А в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 этого Кодекса налогообложению не подлежит (освобождается от налогообложения) реализация медицинских услуг, оказываемых медучреждениями (организациями). К таким услугам относятся и те, которые предоставляются по обязательному медицинскому страхованию. Учреждению ранее был присвоен код ОКВЭД 85.11.1 - деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных - и его вид деятельности до возникновения спора не менялся. 

Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной проверки чиновники вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. 

Однако в рассматриваемой ситуации налоговики таким правом не воспользовались. Кроме того, законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность юридических лиц представлять в регистрирующий налоговый орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД) в случае их отсутствия в Едином государственном реестре юридических лиц. Аналогичный вывод следует из Письма ФНС России от 26 сентября 2005 г. N ВЕ-6-09/795@. 

 

Выводы 

 

Итак, применение медучреждением льготы по налогу на добавленную стоимость не зависит от факта представления в инспекцию сведений о кодах по ОКВЭД. Так как эти коды предназначены для целей государственной статистики и не регулируют правоотношения в целях налогового законодательства. 

Подтверждением тому служит Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 мая 2006 г. N Ф04-850/2006(22654-А27-34). 

 

Аудитор 

В.Е.ГРАНОВСКИЙ 

Подписано в печать 

14.08.2006