Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2006, N 9 

 

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 

 

Трудовой кодекс РФ установил основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников (см. схему). 

 

 

¦Способы защиты трудовых прав и законных интересов¦ 

¦ работников ¦ 

LTTT 

¦ ¦ ¦ 

\/ \/ \/ 

 

¦государственный надзор¦ ¦ защита ¦ ¦ самозащита ¦ 

¦ и контроль за ¦ ¦ трудовых прав ¦ ¦ работниками ¦ 

¦соблюдением трудового ¦ ¦профессиональными ¦ ¦ трудовых прав ¦ 

¦ законодательства ¦ ¦ союзами ¦ ¦ ¦ 

L L L 

 

Органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства являются: 

1). органы федеральной инспекции труда - для всех организаций; 

2). федеральные надзоры - специально уполномоченные органы по надзору за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (государственный санитарно-эпидемиологический надзор и другие); 

3). федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - для осуществления внутриведомственного государственного контроля в подведомственных организациях; 

4). Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры - для осуществления государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства. 

Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, руководство деятельностью которой осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. 

Основными принципами деятельности должностных лиц органов федеральной инспекции труда являются: уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, независимость, гласность. 

Основные задачи органов федеральной инспекции труда: 

- обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасный труд; 

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; 

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; 

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий и бездействий, злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и других правовых актов. 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА 

 

Полномочия 

- посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства; 

- анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; 

- осуществляют рассмотрение дел об административных правонарушениях; 

- направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; 

- реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства; 

- проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлении от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность; 

- осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; 

- обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию; 

- анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно; 

- дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; 

- участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда; 

- принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; 

- запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; 

- ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; 

- осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства; 

- информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников; 

- готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 

 

Обязанности 

- соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда; 

- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы. 

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. 

Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. 

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектируют любые организации на всей территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. 

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. 

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. 

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами. 

Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами. 

В свою очередь, за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда также несут ответственность, установленную федеральными законами. 

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями) по вопросам соблюдения законов, осуществляется федеральной инспекцией труда. 

 

Права 

- беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; 

- запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; 

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; 

- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; 

- приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; 

- направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; 

- отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; 

- запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 

- выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; 

- выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; 

- привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд; 

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве; 

- в случае обращения профсоюзного органа, работника или другого лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению; данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем. 

 

В следующем номере МА читайте о роли профессиональных союзов в осуществлении контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также самозащите работниками трудовых прав. 

 

Доцент кафедры УЭФ ФПП ОП 

ММА им. И.М.Сеченова, к.ф.н. 

Е.Р.ЗАХАРОЧКИНА 

Подписано в печать 

28.09.2006