Законодательство в медицине


Найти документ:

"Менеджер здравоохранения", 2007, N 3 

 

АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ 

 

С принятием Закона "Об автономных учреждениях" у многих руководителей учреждений здравоохранения были связаны весьма серьезные планы. Эти надежды были разрушены одной из заключительных статей закона. П. 3 статьи 20 гласит: "Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается". 

У многих этот пункт вызвал недоумение: ведь в средствах массовой информации активно обсуждались перспективы внедрения в здравоохранение не только автономных учреждений, но и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций. Тем более, что в статье 2 принятого Закона говорится, что автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения и т.д. 

Как это понимать? Допустимо ли все-таки создание автономных учреждений в сфере здравоохранения? 

Указанные статьи закона означают, что создание автономных учреждений в сфере здравоохранения возможно, но не путем изменения организационно-правовой формы существующих бюджетных (государственных или муниципальных) учреждений здравоохранения. Проще говоря, новые автономные учреждения создавать можно, а изменять статус бюджетных учреждений нельзя. 

Уточним, что речь идет о недопустимости создания автономного учреждения непосредственно путем изменения типа государственных или муниципальных учреждений здравоохранения. 

Вместе с тем это вовсе не означает, что у автономных учреждений вообще нет никаких перспектив в здравоохранении. 

Теоретически не исключена возможность закрытия существующего бюджетного учреждения здравоохранения и создания на его базе нового автономного учреждения либо в качестве другого варианта - создание автономного учреждения с последующей передачей ему имущества существующего государственного или муниципального учреждения. Соответственно государственное или муниципальное учреждение, лишенное имущества, должно быть в итоге закрыто. 

Но прежде, чем оценивать перспективы, рассмотрим некоторые ключевые моменты, соблюдение которых необходимо для создания организации в данной организационно-правовой форме. 

В соответствии с Законом "Об автономных учреждениях" создание автономных учреждений предполагает передачу имущества автономному учреждению на праве оперативного управления. Это означает, что автономное учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных Законом, в соответствии с определенными уставом целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Право автономного учреждения на распоряжение имуществом требует отдельного рассмотрения. Автономное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем при создании, а также приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Согласно п. 3 статьи 3 Закона, "под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено". 

Таким образом, схожесть между существующим ныне бюджетным учреждением и создаваемым автономным учреждением в том, что управление имуществом автономного учреждения остается в ведении органа исполнительной власти, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Однако имуществом, не относящимся к категории недвижимого и особо ценного движимого, автономное учреждение приобретает возможность распоряжения без согласования с собственником. 

В связи с этим для создания автономного учреждения необходим утвержденный Правительством РФ порядок определения видов особо ценного движимого имущества. Другими словами, для реализации закона должны быть изданы подзаконные акты - постановления Правительства РФ, определяющие порядок реализации отдельных положений закона. 

Необходимо также отметить, что Закон "Об автономных учреждениях" устанавливает право автономного учреждения самостоятельно распоряжаться имуществом (в том числе недвижимым), приобретенным им на доходы от своей деятельности. 

Как видим, формально юридических препятствий для реализации схемы с созданием автономных учреждений нет. Однако нормативная база по данному вопросу отработана недостаточно. Не было и практики создания автономных учреждений. На настоящий момент все возможные проблемы, связанные с созданием автономных учреждений, еще не определены. Требуются разработка и принятие нормативных документов, необходимых для урегулирования принципиальных моментов, касающихся создания и функционирования автономных учреждений. Один из таких документов уже упомянут ранее. Помимо этого, необходимо определение и утверждение порядка подачи заявок на создание новых автономных учреждений, порядка реализации прав собственника и пр. 

 

Д.э.н., профессор, 

заместитель председателя 

Комитета по здравоохранению 

Санкт-Петербурга 

Ф.Н.КАДЫРОВ 

 

Экономист 

И.С.ХАЙРУЛЛИНА