Законодательство в медицине


Найти документ:

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2007, N 4 

 

ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДОРОВЬЕ" 

В ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 

НА ТЕРРИТОРИИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ 

 

В статье освещаются результаты реализации национального проекта "Здоровье" в Рязанской области за 2006 г., проводится анализ путей повышения эффективности использования средств, методов интеграции НП "Здоровье" в единый процесс модернизации муниципального здравоохранения в условиях разграничения полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властью. 

 

В Бюджетном послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2007 году" было сказано о необходимости завершения отработки механизмов финансирования медицинской помощи, прежде всего стационарной, с ориентацией на конечный результат и поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений. Кроме того, требуется внесение изменений в бюджетное законодательство, предусматривающих возможность финансирования бюджетных учреждений на основе государственных заданий, а также права учреждений на более самостоятельное распоряжение выделенными бюджетными средствами. 

Главная цель системы здравоохранения на современном этапе - реализация государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную, доступную, современную и качественную медицинскую помощь, повышение управляемости и эффективности функционирования системы здравоохранения, обеспечение ее финансовой устойчивости и рационального использования ресурсов. 

В 2006 г. начата реализация приоритетного национального проекта (ПНП) "Здоровье". Субъекты РФ, в том числе и Рязанская область, получили значительные финансовые средства, оборудование и автотранспорт для выполнения проекта. Осуществлены денежные выплаты в сумме 127,0 млн. руб. участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с данными врачами. Заработная плата участковых врачей возросла в среднем с 5,5 тыс. руб. до 16,7 тыс. руб., участковых медицинских сестер - с 3,6 тыс. руб. до 8,3 тыс. руб. На дополнительные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и скорой медицинской помощи выделены субсидии из федерального бюджета в сумме 42,3 млн. руб., денежные средства поступили в полном объеме, выплачено за июль - декабрь 2006 г. 31,7 млн. руб. На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения необходимым диагностическим оборудованием в рамках ПНП "Здоровье" из федерального бюджета Рязанской области выделено 142,5 млн. руб. и на закупку санитарного автотранспорта - 36 млн. руб. Поставлено 190 единиц оборудования (100% от плана), установка которого потребовала подготовки помещений. На эти цели из областного бюджета затрачено 8,2 млн. руб. 

Сумма поступивших средств на дополнительную диспансеризацию работающих в бюджетной сфере за 2006 г. составляет 11,3 млн. руб., за проведенные дополнительные медицинские осмотры работающих с вредными и опасными условиями труда получено 18,3 млн. руб. Оказана амбулаторно-поликлиническая помощь 290 тыс. неработающим пенсионерам. Объем финансовых средств, перечисленных в ЛПУ за эти услуги, составил 35,4 млн. руб. 

Указанные средства использовались для повышения тарифов на амбулаторно-поликлиническую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы государственных гарантий. 

Однако, если на местах учреждения здравоохранения будут выступать только в качестве потребителей, достичь параметров реализации ПНП будет крайне проблематично. Учитывая вышеизложенное, Управлением здравоохранения Рязанской области разработана Концепция развития муниципального здравоохранения Рязанской области на 2007-2009 гг., направленная на эффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения качественных медицинских услуг. 

Концепция основывается на построении эффективной модели медицинской помощи, с одной стороны, сбалансированной по видам и объемам и финансово обеспеченной на основе гармоничных межбюджетных отношений в вертикальном и горизонтальном направлениях - с другой. 

Принятые Правительством РФ нормативные документы в целях повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на период 2006-2008 гг. наметили основные направления данного процесса, где ключевым принципом является бюджетирование, ориентированное на результат. 

В рамках внедрения указанного принципа для здравоохранения Рязанской области важными факторами являются: 

1). формирование среднесрочного плана развития системы медицинской помощи с внедрением механизмов формирования расходной части бюджета, обеспечивающих взаимоувязку полномочий и объемов бюджетного финансирования с системой мер, направленных на достижение запланированных результатов; 

2). установление критериев оценки эффективности предоставления и использования бюджетных средств в инвестиционные проекты сферы здравоохранения вне зависимости от уровня используемых бюджетных средств; 

3). разработка и внедрение медико-экономических стандартов медицинской помощи, ориентированных на Рязанскую область, а также утверждение порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг установленным стандартам; 

4). внедрение механизмов программно-целевого финансирования при осуществлении софинансирования системы медицинской помощи муниципальных образований за счет средств бюджета субъекта; 

5). развитие межмуниципального сотрудничества. 

Одним из путей реализации межмуниципального сотрудничества является внедрение в 2007 г. механизма муниципального задания, который заключается в предоставлении медицинской помощи в государственных, муниципальных или частных медицинских организациях на основе договора с детально определенным порядком предоставления медицинской помощи, соответствующим стандартам и порядком финансирования за каждый случай. 

С целью контроля над реализацией процесса модернизации системы управления и финансирования медицинской помощи необходимо создание экспертного совета при губернаторе Рязанской области и осуществление ежеквартального мониторинга по выполнению муниципального задания с последующими корректировками. 

Одним из главных путей совершенствования медицинской помощи является внедрение механизма стандартизации в здравоохранении, что позволит обеспечить возможность стратегического планирования, эффективного использования имеющихся ресурсов, регулирования и контроля затрат на лечение и охрану здоровья населения. Предполагается проведение стандартизации медицинских услуг в два этапа: с 1 января до 1 июля 2007 г. пилотное внедрение адаптированных на территории Рязанской области стандартов и последующее использование адаптированных и утвержденных экспертным советом стандартов в медицинской практике. 

Имеющиеся результаты проведенных научных исследований внедрения стандартных унифицированных алгоритмов прогнозируют уменьшение: 

- продолжительности лечения - на 40%; 

- числа осложнений заболеваний - на 40-50%; 

- стоимости лечения - на 10-20%. 

При анализе работы муниципальных лечебно-профилактических учреждений Рязанской области было выявлено, что ряд ЦРБ традиционно предоставляет по отдельным видам медицинскую помощь высокого качества. В связи с этим предполагается некоторые наиболее ресурсоемкие виды первичной медико-санитарной помощи, специализированной, скорой медицинской помощи, помощи женщинам в период беременности, родов, послеродовом периоде сконцентрировать в данных ЛПУ. Указанный процесс должен происходить на основе самостоятельного решения муниципальных образований. Роль областного органа управления здравоохранения в данном процессе - координация интеграционного процесса, а также софинансирование некоторых целевых программ при формировании МРЦ. Развитие МРЦ является важным шагом в приближении специализированной медицинской помощи к жителям удаленных муниципальных образований, а также в оптимизации расходов бюджетов разных уровней на здравоохранение. 

Для реализации поставленных задач необходимо следующее: 

- на уровне субъекта: 

- формирование системы комплексного стратегического и текущего планирования; 

- планирование развития медицинской помощи на основе научного анализа и прогнозирования; 

- повышение ответственности органов власти и руководителей медицинских учреждений; 

- совершенствование механизмов формирования и практики реализации территориальной программы госгарантий; 

- сохранение и развитие единого медицинского пространства (правового, экономического и информационного); 

- развитие новых технологий управления медицинской помощью на региональном уровне; 

- на муниципальном уровне: 

- планирование потребности населения муниципальных образований в видах медицинской помощи; 

- улучшение информационной обеспеченности механизмов управления; 

- унификация механизмов организации медицинской помощи в муниципальных образованиях; 

- на уровне медицинских учреждений: 

- постепенное развитие договорных отношений между органами управления и медицинскими учреждениями; 

- внедрение в практику деятельности медицинского персонала стандартов медицинской помощи; 

- внедрение новых методов оплаты труда медицинским работникам на основе показателей их деятельности. 

Таким образом, Концепция развития муниципального здравоохранения Рязанской области на 2007-2009 гг. будет являться основным плановым документом в работе органов и учреждений здравоохранения на среднесрочную перспективу и способствовать реализации ПНП "Здоровье". 

 

Д.м.н.,начальник управления 

здравоохранения Рязанской области 

А.В.СМИРНОВ 

 

К.м.н., г. Москва 

Н.Н.КАРЯКИН 

Подписано в печать 

25.03.2007