Законодательство в медицине


Найти документ:

"ГлавВрач", 2007, N 4 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

 

Задача повышения структурной эффективности отрасли предполагает усиление требований к ресурсному обеспечению здравоохранения. 

 

Для выполнения возложенных функций ЛПУ современного типа обладают необходимыми ресурсами, перечень которых сегодня значительно расширился и включает как традиционные составляющие - основные фонды (здания и сооружения), медицинские приборы и оборудование, средства вычислительной техники и связи, финансовые и кадровые ресурсы, так и инновационные научные (интеллектуальные), информационные и технологические ресурсы (прогрессивные медицинские, организационные и управленческие технологии), лекарственные средства, медицинский инструментарий, товары и изделия медицинского назначения и др. 

Названные ресурсы определяют качество производства медицинских услуг, работы врачей-специалистов, а также эффективность управления ЛПУ. Именно "ресурсоемкость" ЛПУ обеспечивает качество предоставляемой населению медицинской помощи. 

Только в последние два десятилетия с созданием в здравоохранении компьютерных информационных баз данных, массовым внедрением информационных систем появилось новое понятие - информационные ресурсы отрасли. Информационные ресурсы здравоохранения - самый ценный и динамичный вид медико-производственных ресурсов. 

В форме автоматизированных баз медицинской, фармацевтической, экономической, финансовой и пр. информации, электронных аналогов медицинской документации (историй болезни, медицинских карт амбулаторных больных, карт вызова скорой медицинской помощи и др.), автоматизации рабочих мест врачей и др. медицинских работников (АРМ), экспертных систем, электронных изданий медицинской научной и учебной литературы, телемедицинских и интернет-технологий - они позволяют овладевать врачам современными достижениями медицины, основанной на доказательствах, с помощью информационного обеспечения. 

Информационные ресурсы и технологии оказывают кардинальное воздействие на трудовую деятельность специалистов и отвечают возросшим требованиям повышения доступности для широких слоев населения Российской Федерации высокоспециализированных видов медицинской помощи. 

В ряде регионов России наработан богатый информационный потенциал здравоохранения и в настоящее время, как никогда ранее, необходимо сконцентрировать его на реализацию цели повышения качества и доступности оказываемой населению медицинской помощи. 

Центральное место в медико-информационных структурах отводится базам данных населения соответствующих территорий. 

К наиболее ценным информационным ресурсам территориального здравоохранения относятся (рис. 1): 

- базы данных застрахованного населения, фрагментом которых являются данные о льготных категориях граждан (медицинское и медикаментозное обеспечение для этих категорий граждан осуществляется с учетом назначенных им государственных льгот); 

- базы персонифицированных медицинских данных о больных социально значимыми болезнями (регистры онкологических больных, больных туберкулезом, диабетом, ВИЧ-инфицированных больных и др.); 

- медико-статистические базы персонифицированных данных медицинских услуг, включая услуги амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи, стоматологической помощи; 

- базы финансово-экономической информации; 

- базы данных по кадровому составу и материально-техническому оснащению ЛПУ; 

- базы фармако-экономических данных, регистры лекарственных средств; 

- базы нормативно-справочной информации и др. 

 

Рис. 1. Информационные ресурсы территориального 

здравоохранения 

 

 

¦ Территориальный ¦ ¦Территориальный¦ 

¦ орган управления ¦ ¦ фонд ОМС ¦ 

¦ здравоохранением ¦ ¦ ¦ 

L L 

/\ /\ 

¦ ¦ 

L+ Территориальная АИС + 

¦ здравоохранения и ОМС ¦ 

/\ /\ /\ 

¦ ¦ ¦ 

+ /\ ¦ + 

¦ БД ¦ ¦ ¦ ¦ БД ЛС подсистемы ¦ 

¦ персонифицированных ¦ ¦ ¦ ¦ фармслужбы ¦ 

¦ данных медицинских ¦ ¦ ¦ L 

¦ услуг, оказанных в ЛПУ ¦ ¦ + 

L ¦ ¦БД материально-технического¦ 

¦ ¦ оснащения ЛПУ ¦ 

¦ L 

¦ 

Единое + 

медицинское ¦ БД медицинских кадров, ¦ 

информационное ¦ включая врачей-экспертов,¦ 

пространство ¦уполномоченных по качеству¦ 

¦ в здравоохранении ¦ 

 

¦ Территориальный регистр застрахованных ¦ 

¦ и льготных категорий граждан ¦ 

/\ /\ /\ 

¦¦ ¦¦ ¦¦ 

\/ \/ \/ 

 

¦ АИС, БД, ¦ ¦ АИС, БД, ¦ ¦ АИС, БД, ¦ 

¦ АРМ ЛПУ ¦ ¦ АРМ ЛПУ ¦ ¦ АРМ ЛПУ ¦ 

L L L 

 

Обозначения: АИС - автоматизированная информационная система 

БД - база данных 

ЛС - лекарственные средства 

АРМ - автоматизированное рабочее место 

 

В настоящее время в здравоохранении имеется большое количество разнообразных персонифицированных баз данных и регистров целевого назначения ("Чернобыльский", "Сахарный диабет", базы данных специализированных медицинских служб, регистры поликлиник и т.д.) на всех уровнях, начиная с уровня учреждений до федерального уровня включительно. 

Одним из основных информационных ресурсов медицинского учреждения является его автоматизированная корпоративная база данных (рис. 2), включающая сведения медицинских карт пролеченных и находящихся на лечении больных, данные об объемах и характере оказанной им медицинской помощи, затратах медицинского учреждения на конкретного пациента, счетах на оплату этих услуг, финансовых потоках, формирующихся при оплате медицинской помощи, значительный объем нормативно-справочной медицинской и экономической информации. 

Медико-статистический и финансово-экономический анализ деятельности медицинских учреждений и их территориальной сети, контроль качества оказываемой ими медицинской помощи осуществляется с использованием этой базы данных. 

 

Рис. 2. Структура автоматизированной базы данных 

лечебно-профилактического учреждения 

 

 

 

БАЗА ДАННЫХ ЛПУ 

 

Набор взаимосвязанных таблиц 

 

TTTTTTTTTT 

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 

\/ ¦ ¦ \/ ¦ ¦ \/ ¦ \/ ¦ ¦ \/ 

¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ 

¦Случаи медицинског ¦¦ Оказанные ¦¦ ¦¦ Диагнозы, ¦¦¦Больничные¦ ¦ ¦¦ Сведения о ¦ 

¦ обслуживания ¦¦ ¦¦медицински妦 ¦¦установленные в ¦¦¦ листы, ¦ ¦ ¦¦произведенных ¦ 

L¦ ¦¦ услуги ¦¦ ¦¦процессе лечения¦¦¦выписанные¦ ¦ ¦¦вмешательствах¦ 

¦ ¦L¦ ¦L¦¦в процессе¦ ¦ ¦L 

¦ ¦ \/ ¦ ¦¦ лечения ¦ ¦ ¦ 

\/ ¦ ¦ ¦L ¦ \/ 

¦ ¦ СЧЕТА ЗА ¦¦ ¦ ¦  

¦ Сведения об ¦ ¦ ¦МЕДИЦИНСКИЕ¦¦ ¦ ¦ ¦ Сведения о мед. ¦ 

¦ использовании ¦ ¦ ¦ УСЛУГИ ¦¦ ¦ ¦ ¦услугах, оказанных¦ 

¦коечного фонда ¦ ¦ L¦ ¦ ¦ ¦ пациентам вне ¦ 

L ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ территории ¦ 

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ страхования ¦ 

\/ \/ \/ ¦ L 

¦ 

¦Сведения о рецептах¦ ¦ Выписанные ¦ ¦Информация о фактически ¦¦ 

¦ для отпуска ¦ ¦льготные рецепты¦ ¦ отпущенных ¦¦ 

¦ лекарственных ¦ ¦лекарственных ¦ ¦лекарственных средствах,¦¦ 

¦средств и изделий ¦ ¦ средств ¦ ¦изделиях медицинского ¦¦ 

¦ медицинского ¦ L ¦назначения по льготным ¦¦ 

¦ назначения при ¦ ¦ рецептам ¦¦ 

¦ льготном ¦ L¦ 

¦ амбулаторном ¦ \/ 

¦ лечении ¦  

L ¦ Тарифы на медицинские услуги, ¦ 

¦ оказываемые не по системе ОМС ¦ 

 

 

 

Безусловно, важным вопросом является регламентирование порядка доступа к информационным ресурсам, порядка предоставления и защиты информации. 

Здесь, прежде всего, следует иметь в виду, что эти ресурсы имеют статус государственных информационных ресурсов, которые подразделяются на открытые (общедоступные) и на ресурсы ограниченного доступа (отнесенные к государственной тайне и конфиденциальные) в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

К конфиденциальной информации относится информация о гражданах (персональные данные) и коммерческая информация. Порядок представления и права собственников документированной информации регламентируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами. 

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 6, п. 5 ФЗ РФ). 

Накопленные за несколько лет достоверные данные территориального уровня по стационарной и поликлинической, санитарно-эпидемиологической и др. службам позволяют выполнять прогнозирование, планирование и оценивать различные аспекты деятельности учреждений здравоохранения в целях управления. Однако эти базы данных имеют различные форматы и поддерживаются программами, выполненными на самом различном профессиональном уровне. Существующие в них подсистемы анализа данных, как правило, весьма ограничены и жестко регламентированы. 

Поэтому необходима разработка (или адаптирование) универсальной системы анализа информации, которая могла бы настраиваться на структуру базы данных в любом формате и обеспечивала бы доступный пользовательский интерфейс для получения произвольной выборки и группировки информации с формированием заданных выходных документов. 

В этом случае можно существенно повысить эффективность использования персонифицированных баз данных и снизить затраты на их сопровождение. И сегодня можно с удовлетворением констатировать, что уже имеются варианты подобных пользовательских программных интерфейсов, использующих современную технологию "клиент-сервер" для интеграции, к примеру, всех источников информации по финансированию здравоохранения как по линии медицинского страхования, так и по бюджету. При этом периодичность запроса, обработки и анализа информации в них зависит только от пользователя. 

Основу информационной инфраструктуры здравоохранения составляют медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ) <*> - правопреемники информационно-вычислительных центров и бюро медицинской статистики органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также координационные информационные центры страховых медицинских организаций и департаментов здравоохранения муниципального уровня, на которые возлагаются функции сбора, контроля, обработки, экспертизы и анализа информации о процессах медицинского обслуживания населения соответствующих территорий. 

-------------------------------- 

<*> Примерное Положение об организации деятельности медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) приводится в информационном письме Минздрава РФ "О медицинском информационно-аналитическом центре" (N 2510/9138-01-32 от 24.08.2001). 

 

Главная цель деятельности этих центров заключается в формировании на основе информационно-коммуникационных технологий единой информационной системы здравоохранения Российской Федерации путем создания межотраслевой системы сбора, обработки, хранения и предоставления информации, обеспечивающей динамическую оценку состояния здоровья населения и информационную поддержку принятия решений, направленных на его улучшение. 

Предметом их деятельности является ведение интегрированных корпоративных баз данных и анализ медицинской статистической информации о сети, кадрах, деятельности организаций здравоохранения и состоянии здоровья населения, управление системой медицинского статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения соответствующих территорий. 

Однако только эти центры не в состоянии собрать воедино и "переварить" мощные потоки медицинской, медико-экономической, фармакологической, коммерческой, правовой и пр. информации, без которой невозможно разработать, обеспечить ресурсами и реализовать территориальную программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам, гармонизировать взаимоотношения между территориальными фондами ОМС, департаментами здравоохранения, СМО и ЛПУ. При их непосредственном участии создается разветвленная многоуровневая система информационного обеспечения, выстраивается современная вертикаль управления здравоохранением. 

В заключение, но отнюдь не в последнюю очередь, необходимо отметить все возрастающую практическую роль международных медицинских информационных ресурсов, доступность к которым осуществляется средствами интернет-технологий. Так, ежегодно в мире появляется 2 млн. медицинских статей, издается порядка 20 тыс. медицинских журналов. В этой ситуации с позиций компетентности остается один выход: обращение к надежным информационным источникам, тщательное отфильтровывание и обобщение полученной информации. 

Для врачей-специалистов удобной, с точки зрения поискового аппарата, является информационная база данных Medline, включающая около 75% мировых, преимущественно англоязычных изданий, и насчитывающая более 4000 профессиональных и специализированных журналов. Medline содержит все ссылки, представленные в трех ведущих медицинских библиографических справочниках: Index Medicus, Index to Dental Literature, International Nursing Index. 

Если пользоваться базой Medline, средствами Internet, то оптимальным является выбор Medscape и Bio Med Net (www.bmn.com). 

На основе Medline составлена база данных библиотеки Кохрейна (Cochrane Library). Главная ее продукция - систематические обзоры, которые объединяют результаты научных исследований с их практическим использованием в здравоохранении. 

Систематический обзор - это научное исследование с заранее спланированными методами, где объектом изучения служат не сами пациенты, а результаты ряда оригинальных исследований. Методология статистического объединения результатов надежных исследований носит название метаанализа. Систематические обзоры предназначены для того, чтобы найти ответы на определенные, часто довольно узкие клинические вопросы. 

Преимущество библиотеки Кохрейна заключается в том, что на нее можно подписаться как на газету, она может быть установлена на персональный компьютер (выпускается на лазерных дисках), элементарна в обращении, информация в ней раз в квартал пополняется и исправляется. Т.о., библиотека постоянно модернизируется, и авторы обзоров имеют возможность их ежегодного обновления с учетом результатов новых исследований. 

Главное отличие Кохрейновской библиотеки от других библиотек заключается в том, что информация в ней тщательно отобрана из разноязычных источников. 

Она имеет несколько компьютерных баз данных: 

- базу данных систематических обзоров; 

- базу рефератов эффективности лечебных вмешательств; 

- регистр контролируемых клинических испытаний; 

- базу обзоров по методологии медицинских исследований; 

- базу данных экономической оценки лечебных вмешательств Национальной службы здоровья Великобритании. 

Кохрейновский систематический обзор: 

- отвечает на четко сформулированный клинический вопрос; 

- анализирует достоверность исследований, оценивая надежность сбора и обработки клинической информации; 

- обобщает только достоверные данные. 

Он позволяет сделать вывод о том, что вмешательство: 

- несомненно эффективно и его необходимо применять; 

- неэффективно и его применять не следует; 

- наносит вред и его следует запретить; 

- его польза или вред не доказаны и требуются дальнейшие исследования. 

Благодаря общению с подобного рода материалами средствами Интернета, передачи знаний с использованием современных информационно-коммуникационных технологий обучение становится доступным, дистанционным и непрерывным. Однако не следует забывать также и о немалых возможностях медицинских информационных ресурсов Государственной центральной медицинской библиотеки Минздрава России (www.scsml.rssi.ru). 

Обобщая сказанное, можно отметить, что эффективная работа с отечественными и международными медицинскими информационными ресурсами средствами глобальной сети Интернет дает возможности: максимально способствовать информационной поддержке врачей в вопросах консультирования, диагностики, лечения и реабилитации больных; информационного обеспечения справочной службы в области охраны здоровья населения и обеспечения сведениями о проведении конференций, выставок по медицинской тематике и итоговых документах, на них принятых. 

Большой практический интерес вызывают также медицинские информационные ресурсы МЗ и СР РФ (в виде приказов, информационных и методических писем, нормативных материалов, отраслевых стандартов и пр.). 

Таким образом, информационные ресурсы здравоохранения, активно развивающиеся и расширяющиеся в последнее время, представляют собой важные инструментальные средства управления здравоохранением на различных его уровнях. Они служат основой организации единого информационного пространства здравоохранения муниципального, территориального, регионального и федерального уровней. Они же имеют вполне определенную научную, практическую и коммерческую ценность. Поэтому столь значима сегодня разработка концептуально-методических основ дальнейшего развития информационного потенциала отрасли. 

 

К.э.н., профессор, зав. лабораторией 

НИИ общественного здоровья и управления 

здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова 

В.Ф.МАРТЫНЕНКО 

 

К.м.н., доцент, руководитель 

Организационно-аналитического управления 

НМХЦ им. Н.И.Пирогова 

Г.М.ВЯЛКОВА 

 

К.м.н., зам. директора НИИ 

общественного здоровья и управления 

здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова 

В.А.ПОЛЕССКИЙ 

 

Д.м.н., профессор, член-корр. РАМН, 

зав. кафедрой социальной гигиены и 

организации санэпидслужбы МП ФППО 

ММА им. И.М.Сеченова 

Е.Н.БЕЛЯЕВ 

 

Д.м.н., профессор, гл. врач 

клинической больницы N 1 г. Тольятти 

В.А.ГРОЙСМАН 

 

К.м.н., зам. руководителя 

Росздравнадзора 

И.Ф.СЕРЕГИНА 

Подписано в печать 

26.03.2007