Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 14 

 

ОТКРЫВАЕМ АПТЕКУ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЛОЖНОГО ПУТИ 

 

Наверное, не найдется ни одного работника аптечного предприятия, который хотя бы раз в жизни не задумывался об открытии собственной аптеки. Понятно, что это требует нешуточных финансовых затрат, но при умелом подходе к делу это довольно быстро начнет приносить вполне серьезный доход. 

 

Предлагаем вам основные этапы этого непростого пути 

 

Итак, для того, чтобы открыть аптеку, надо: 

1. Выбрать бизнес-модель: дискаунтер или премиальная аптека. Разница в моделях очевидна: премиальная аптека обойдется значительно дороже - начиная от стоимости аренды помещения в престижном районе и заканчивая отделкой торгового зала и закупкой дорогостоящего товара. Дело в том, что бизнес-модель напрямую зависит от месторасположения аптеки: дискаунтер целесообразно открывать в спальном районе, а премиум-аптека будет иметь успех в центре города. Перспективное направление в современном аптечном бизнесе - аптеки в супермаркетах. 

2. Определиться с формой торговли: закрытая (затраты на организацию на порядок ниже) или открытая. Здесь в игру вступают такие факторы, как площадь аптеки: по торговой площади закрытая аптека меньше (в среднем 60 кв. м), для открытой - это обязательный минимум. Опять-таки, фарммаркет требует больших расходов на оборудование торгового зала, которое должно стойко выдерживать ежедневные атаки сотен клиентов. 

3. Найти помещение: от местоположения аптеки зависит и ее модель, и формат, и ассортимент, а в итоге - успешность и окупаемость. При выборе места важно понять, будет ли здесь достаточно высокий трафик или вам придется целый день проводить в ожидании случайного прохожего. Кстати, очень важен и характер трафика. Разные места размещения аптек рождают разный трафик. Искать помещение можно двумя путями: самостоятельно (просмотреть специальные базы в Интернете, где собственники размещают свои объявления, полистать газету "Из рук в руки", поездить по районам) или с помощью агентств недвижимости. Но агентства обычно помещения продают, а это не совсем подходит для аптеки. 

4. Арендовать помещение: конечно, помещение под аптеку можно и выкупить. Однако, как показывает практика и опыт специалистов, дело это крайне невыгодное: например, цена квадратного метра в Москве очень высокая. Проще будет заключить арендный договор лет на пять - на меньший срок нет смысла, т.к. аптека вряд ли сможет окупиться. 

Постарайтесь, чтобы договор аренды был с фиксированной ценой, так вы застрахуетесь от роста арендных ставок на все время действия договора. 

5. Ремонт, отделка, обустройство: делается это по необходимости, но, поскольку к аптечным помещениям предъявляются особые требования, ремонт приходится делать практически всегда. Здесь надо не только озаботиться цветовым дизайном торгового зала, но и продумать его планировку, навигацию таким образом, чтобы в вашей аптеке было максимально комфортно и приятно и покупателям, и сотрудникам. Сегодня на рынке существует масса компаний, которые предлагают услуги по разработке дизайна торговых помещений. Можно обратиться к ним, особенно если собственного опыта в продажах не так много и вы не знаете всех хитростей аптечного мерчандайзинга. Не забудьте о кабинете заведующей и других служебных помещениях. По возможности организуйте небольшую комнату отдыха для сотрудников, где они смогут перевести дух и пообедать. 

6. Приобрести оборудование: мебель, кассовые аппараты, холодильное оборудование, системы поддержания необходимой температуры и влажности воздуха, оргтехнику. Экономия здесь вряд ли уместна, особенно, если аптека будет открытого формата. Мебель должна быть качественной и надежной, как и холодильное оборудование. Без него точно не обойтись - некоторые лекарственные средства можно хранить только при определенном температурном режиме, поэтому без холодильников лицензию вы не получите. То же относится и к системам поддержания необходимой температуры и влажности воздуха - правила лицензирования еще никто не отменял. Кстати, не забудьте, что кассовый аппарат требует регистрации. 

7. Выбрать систему электронного учета: практически краеугольный камень современного аптечного бизнеса. Система автоматизации - "правая рука" руководителя аптеки. Благодаря ей можно с легкостью следить за операционными показателями (затратами, часами работы и занятостью сотрудников), анализировать, какие товары проданы, а какие нет, какие нужно сократить, какие пора заказать. Одним словом, система автоматизации позволяет аптеке нормально работать, а также значительно облегчает жизнь заведующей. 

8. Подбор персонала: банальная истина, что кадры решают все, несмотря ни на что остается истиной. А в аптеке все это еще "завязано" на лицензировании: провизор должен иметь право отпускать лекарства, и директор аптеки обязан быть провизором. Ну, а о том, что все они должны быть квалифицированными профессионалами и любить свое дело, и говорить лишний раз не стоит. 

9. Получение лицензии: вот мы и подошли к самому интересному. Расписывать все тонкости этого процесса мы не будем. Отметим только, что рассчитывать на получение лицензии быстрее чем за месяц не стоит. Уж очень много здесь различных законодательных нюансов (квалификация персонала, нормы, регулирующие хранение лекарственных средств и т.д.). К тому же, требуются разрешения и других служб: СЭС, пожарников. Конечно, сроки эти довольно условные и могут отличаться в зависимости от региона, в котором открывается аптека. 

10. Договоры с поставщиками товаров: современному покупателю требуется широкий ассортимент товаров, поэтому, скорее всего, вам придется сотрудничать с несколькими дистрибьюторами, которые смогут вам обеспечить бесперебойные поставки необходимых товаров. Выбор поставщиков - дело ответственное. Тут надо смотреть на имя дистрибьютора, его репутацию на рынке, условия работы. Наверняка при заключении договора возникнет вопрос о скидках на продукцию. Конечно, скидки, которые дают сетям, единичная аптека не получит. Но можно попробовать скооперироваться с другими одиночными аптеками, расположенными в вашем районе, и заказывать товар вместе - тогда размер скидок будет уже серьезным. Закупочные кооперативы - достаточно распространенное и успешное явление. 

11. Открытие аптеки: оказывается, открывать аптеку нужно в определенное время. Летом аптечные продажи всегда "проваливаются" на 20-25%, а "высокий" сезон начинается в октябре и длится до апреля. Поэтому не поленитесь и вместо летнего отдыха займитесь всеми вышеперечисленными организационными хлопотами, чтобы распахнуть свои двери примерно в начале сентября. Предварительно надо провести рекламную кампанию: например, реклама в прессе, на улицах города, листовки в почтовых ящиках жителей района, где открывается аптека. Если позволяет бюджет, можно даже сделать торжественную церемонию открытия с подарками для первых посетителей. 

 

Цена успеха 

 

Если не брать во внимание время на получение лицензии, аптеку можно открыть за месяц: найти помещение, сделать ремонт, подобрать персонал. Если все было сделано правильно, можно ожидать, что аптека окупится примерно за два года. Года за три можно сделать аптеку ликвидной и выгодно продать ее. Внакладе точно не останетесь. 

Как утверждают специалисты, успех аптечного бизнеса на 50% зависит от месторасположения, на 30% - от персонала, который умеет и хочет работать, на 10% - от конкурирующего предприятия, расположенного недалеко, остальное - рекламная политика и цены - уже зависит от профессионализма заведующей аптекой. 

 

Аптека под ключ 

 

Для тех, кто планирует открыть аптеку, но не хочет взваливать на себя связанные с этим хлопоты, существуют фирмы готового бизнеса, которые предлагают аптеки под ключ. Клиент просто оговаривает с менеджером такой фирмы основные условия (формат аптеки, желаемое месторасположение, отделку), и фирма либо начинает "творить" в рамках оговоренных условий и суммы, либо предлагает уже готовую аптеку, которая пока не обзавелась хозяином. Фирма даже лицензию и все разрешения получит за вас. 

Если открывать аптеку самому, без помощи посредников, можно реально сэкономить. Аптека под ключ обойдется примерно на 20-25% дороже. Но на то он и бизнес под ключ, чтобы избавить клиента от утомительного, суетного и долгого процесса организации собственного дела. Ведь человеку, который решит воспользоваться услугами фирмы, надо будет только выбрать персонал, да и то из тщательно отобранных менеджером кандидатов. Все. Остальное - не его головная боль. 

 

Редакционный материал 

Подписано в печать 

15.04.2008