Законодательство в медицине


Найти документ:

"Медицинский вестник", 2008, N 14 

 

ПОЧЕМУ МНОГОЧИСЛЕННЫ ЖАЛОБЫ? 

 

Реформы пенсионного обеспечения, начавшиеся с 1991 г., в нашей отрасли повлияли на расчет пенсионных выплат медицинским работникам, на порядок и условия назначения им досрочных трудовых пенсий по старости. В связи с этими законодательными новшествами затрудняется реализация гарантированных государством прав медиков при назначении льготных пенсий (за работу во вредных условиях труда). 

По-человечески, конечно, понятно, что существенные изменения пенсионного законодательства прибавили хлопот служащим Пенсионного фонда России (ПФР), призванным оформлять индивидуальные права работников нашей отрасли на льготное пенсионное обеспечение. Но уж очень много фактов, когда обращения медработников за положенным им досрочным назначением трудовых пенсий удовлетворялись лишь по решениям судов! 

Получение таких судебных решений налагает дополнительную ответственность на Профсоюз работников здравоохранения РФ по социальной защите медработников. Профсоюз не ограничивает их поддержку предоставлением бесплатных консультаций, составлением исковых заявлений и подбором нормативной правовой документации. Во многих случаях он представляет интересы истцов непосредственно на судебных заседаниях. 

Рассмотрим основные причины серьезных затруднений в назначении медицинским работникам досрочных трудовых пенсий по старости за работу с вредными и тяжелыми условиями труда (ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и за осуществление лечебной и иной деятельности по охране населения (ст. 28 данного ФЗ). 

Прежде всего они связаны с тем, что претерпели изменения не только законодательство, регулирующее пенсионные вопросы, но и отраслевые нормативные правовые акты. В силу различных причин произошедшие изменения не учитываются работодателем. Отсюда - следствие: наименования должностей медицинских работников и учреждений здравоохранения (их структурных подразделений) не соответствуют Спискам должностей и учреждений, а также Перечню структурных подразделений, поименованным в правительственных постановлениях. А ведь именно в соответствии с ними назначается досрочная трудовая пенсия по старости (в том числе с применением правила льготного исчисления стажа). 

Еще одно обстоятельство: в закон и подзаконные акты о пенсиях внесены некоторые изменения, ограничивающие право медицинских работников на досрочные трудовые пенсии по старости. Причем большей частью изменения коснулись досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья (пенсий за выслугу лет). Между тем органы ПФР при рассмотрении заявлений медицинских работников о назначении им досрочных пенсий занимают нередко ошибочную позицию. Они зачастую руководствуются лишь новым пенсионным законодательством о порядке и условиях назначения пенсий на льготных условиях и правилах исчисления "специального" стажа работы. 

Такая их позиция грубо противоречит законодательству, поскольку законы не имеют обратной силы. Согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ "Действие гражданского законодательства во времени" в случае изменения законодательства должны применяться те акты гражданского законодательства, которые действовали в период трудовых отношений работника. Игнорирование этого требования порождает многочисленные жалобы и споры, которые неизменно ведут к судебным разбирательствам и на уровне первой инстанции судебных органов, и на высшем уровне судебной власти. 

После долголетних судебных разбирательств на различных инстанциях, в том числе в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ, высшими органами судебной власти было принято несколько постановлений и определений по урегулированию пенсионных споров. В том числе, например, постановление Конституционного суда РФ N 2-П от 29.01.2004 г. Им определено, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение (включая размер пенсии и ее досрочное получение), на которые рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования. Указанным документом Конституционного суда РФ установлено, что при решении вопроса о праве на досрочную трудовую пенсию и зачете некоторых периодов профессиональной деятельности по охране здоровья населения могут рассматриваться нормы ранее действовавшего законодательства. 

Надо учитывать и то, что для обеспечения правильного и единообразного применения законов и нормативных правовых актов о пенсиях в РФ и снижения числа обращений граждан в судебные органы было принято постановление Пленума Верховного суда России. Это постановление N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии". 

Названные решения существенно влияют на ситуацию при спорах с органами пенсионного обеспечения и позволят избежать их необоснованных отказов. 

 

Продолжение следует. 

 

Заместитель заведующего отделом 

правовой и социальной защиты, 

правовой инспектор ЦК профсоюза 

работников здравоохранения РФ 

Б.Х.ФАТКИЕВА 

Подписано в печать 

15.04.2008