Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 15 

 

ДЕПУТАТЫ ПРОПУСТИЛИ КОНЦЕПЦИЮ ВПЕРЕД ЗАКОНОВ 

 

Созданная при Минздравсоцразвития России рабочая группа по разработке новой концепции развития здравоохранения моделирует различные варианты модернизации отрасли и ее правового обеспечения. Вопрос о необходимости и целесообразности изменения законодательной базы системы здравоохранения стал предметом рассмотрения на состоявшемся 10 апреля совместном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья и комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здравоохранению. 

 

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова констатировала, что сферу здравоохранения регламентируют более 40 федеральных законов, большинство из которых принято 10-15 лет назад. С тех пор, как подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты по здравоохранению Леонид Рошаль, "мы мало продвинулись в разработке новых законов", необходимых для эффективного функционирования отрасли. По его словам, Общественная палата два года назад приняла развернутое решение по этому вопросу, перечислив важнейшие из законов: "О здравоохранении в Российской Федерации", "О государственных гарантиях оказания медицинской помощи", "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников", "О регулировании частной медицинской деятельности", "О правах пациентов", "Об охране здоровья детей" и др. По его мнению, "это тот порядок, в соответствии с которым должны быть приняты вышеназванные законы". При этом очень важно, считает Леонид Рошаль, кто и когда будет разрабатывать проекты законов и в какие сроки. С ним согласна и Ольга Борзова, по мнению которой, в программе правового обеспечения концепции должна быть определена последовательность их разработки и принятия. 

В Минздравсоцразвития России анализируются предложения, которые были получены в рамках работы над концепцией развития здравоохранения. Как сообщил представитель Минздравсоцразвития России Владимир Зелинский, в числе первоочередных вопросов, которые рассматриваются в ходе работы над концепцией, - увеличение финансирования здравоохранения и повышение эффективности управления системой. 

По словам первого зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николая Герасименко, прежняя концепция принималась кулуарно, и отрадно, что впервые новая концепция развития здравоохранения активно обсуждается медицинским сообществом. На данный момент предложены три варианта концепции - Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России и Высшей школы экономики. В зависимости от того, какая из концепций будет принята, и будут разрабатываться законы: "Либо приватизировать здравоохранение, либо создавать некоммерческие организации...". Другими словами, прежде всего необходимо определить модель, по которой будет развиваться здравоохранение, а затем определять первоочередные законы. 

В мире, как отметил депутат, существует три модели здравоохранения. Первая, налогово-бюджетная, применяется в Англии, Канаде, Скандинавских странах. Вторая модель, страховая, используется в Германии и Франции. Третья - смешанная, бюджетно-страховая. Эту модель, отмечает Николай Герасименко, пытались внедрять в России, но она "с треском провалилась", для России с ее бедным населением страховая модель не подходит. Ориентируясь на это, по мнению депутата, следует определить последовательность разработки законов. Первоочередным он назвал Закон "О государственных гарантиях медицинской помощи": "Сегодня по конституции все вроде положено бесплатно, и за все мы платим". Важнейшим - "О здравоохранении", в котором должна быть определена структурная модель здравоохранения. Перечень остальных законов соответствует перечню, предложенному Общественной палатой, отметил он. 

На нескольких проблемах, требующих законодательного решения, остановился зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. По его словам, объем финансирования здравоохранения в ближайшие четыре года должен быть доведен до 6% от ВВП, а к 2020 г. - до 7%, в то время как Минэкономразвития России предлагает увеличить к 2020 г. объем финансирования здравоохранения всего на 4,7%. "Систему финансирования отрасли мы сможем выстроить, если определимся с тем, что гарантирует государство в оказании медицинской помощи населению. Это позволит рассчитать потребную сумму для обеспечения здравоохранения", - отметил он. Напрямую с финансовыми, по мнению депутата, связаны и организационные проблемы, разобщенность системы здравоохранения. "Необходимо вводить систему лекарственного страхования, поскольку без этого мы не решим проблемы лекарственного обеспечения. Сегодня затраты на лекарства составляют примерно 0,3-0,5% от ВВП. Эти показатели должны быть доведены как минимум до 1-1,5%", - заметил г-н Колесников. 

По мнению Сергея Колесникова, необходимо срочно вводить налоговые льготы для предприятий и физических лиц, которые вносят вклад в охрану здоровья населения. Важнейшее направление - ресурсное обеспечение здравоохранения. В первую очередь имеется в виду развитие фармацевтической и медицинской промышленности, без которых российская система здравоохранения будет оставаться затратной. 

"Прежде всего необходимо определить стратегию развития здравоохранения. А затем уже наполнить ее законодательным обеспечением", - заявил на заседании зам. председателя комитета Александр Чухраев. Одновременно он подчеркнул, что приоритетным вопросом на сегодня является финансовое обеспечение программы государственных гарантий. 

Участники заседания единодушно признали необходимость и целесообразность изменения законодательного обеспечения здравоохранения. По словам Ольги Борзовой, после того, как пошагово будет расписана концепция, "мы будем поэтапно формировать и законодательную базу". 

 

Т.ЛЕБЕДЕВА 

Подписано в печать 

22.04.2008