Законодательство в медицине


Найти документ:

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2008, N 4 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ 

ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ 

 

Вопросы оплаты труда в стране, в том числе и для работников бюджетной сферы, определяются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). В ст. 129 ТК РФ заработная плата (или оплата труда работников) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также перечислены компенсационные и стимулирующие выплаты. К компенсационным выплатам отнесены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера. К стимулирующим выплатам - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. 

Таким образом, для того, чтобы система оплаты труда была определена полностью, необходимо в соответствии со ст. 135 ТК РФ определить не только размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), но и размеры доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования. Системы оплаты труда, в том числе доплаты и надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 

Если с коллективным и трудовым договорами на практике встречаются практически все, то с соглашениями дело обстоит иначе. Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. 

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. 

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. 

Таким образом, в отличие от коллективного договора соглашение заключается по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, например об оплате труда, о размере и порядке оплаты командировочных расходов. 

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в самом соглашении. 

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения, но на срок не более трех лет. Так же, как и коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом вступление в силу соглашения не зависит от факта уведомительной регистрации. 

В соответствии со ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. 

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2008 г., утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2007, протоколом N 9. 

 

Общие вопросы установления оплаты труда 

 

Условия оплаты труда (в том числе тарифные ставки и оклады, должностные оклады, ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: 

- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 

- в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ; 

- в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 

Правительство РФ в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, должно установить базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. 

В соответствии со ст. 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. 

Но конкретный размер заработной платы работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. 

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. 

Новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы будут установлены с учетом следующих положений: 

- обоснованного соотношения величин базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемых Правительством РФ; 

- повышения достигнутого уровня оплаты труда; 

- государственных гарантий по оплате труда; 

- минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаемых в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; 

- размеров выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; 

- порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации; 

- мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов); 

- создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения; 

- типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством РФ); 

- создания условий для направления средств, полученных от сокращения численности, в распоряжение учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения; 

- направления средств, полученных от предпринимательской и иной не запрещенной законом приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда учреждения. 

Иными словами, если в учреждении на сегодняшний день не выплачивается заработная плата за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то после введения новой системы оплаты труда это будет невозможно. 

При этом базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы обеспечиваются: 

- федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; 

- государственными учреждениями субъектов РФ - за счет средств бюджетов субъектов РФ; 

- муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. 

В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ) Правительством РФ было принято Постановление от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее по тексту - Постановление). 

В соответствии с этим Постановлением до 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей будет введена новая система оплаты труда на основе базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. 

С целью реализации Постановления 22 октября 2007 г. Минздравсоцразвития России Приказом N 663 утвердило Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда. 

Предварительная подготовка для введения новых систем оплаты труда по рекомендации министерства должна выполнять следующие условия: 

- размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливать на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы; 

- размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. 

В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и иные стимулирующие выплаты) рекомендуется включать в трудовой договор. 

Руководителям федеральных бюджетных учреждений рекомендуется осуществлять определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам: 

- набору исполняемых трудовых функций; 

- сложности труда; 

- интенсивности труда; 

- результативности труда. 

При этом должны учитываться: 

- требования к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности); 

- уставные цели учреждения; 

- требования к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ. 

Рекомендуется размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в соответствии со штатным расписанием утверждать локальным нормативным актом по согласованию с соответствующим профсоюзом. 

Кроме того, рекомендуется сложность работ устанавливать путем аттестации (сертификации) работ и услуг (на основе экспертной оценки). 

 

Выплаты компенсационного характера 

 

Что касается выплат компенсационного характера, то при введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты такого характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822, рекомендуется устанавливать к окладам работников, установленным в трудовых договорах, в виде надбавок и доплат, если иное не установлено действующим законодательством. 

К выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях отнесены следующие: 

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. 

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. 

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). 

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"), их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. 

В коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться выплаты компенсационного характера, дополняющие и конкретизирующие для конкретного учреждения условия работы, отличающиеся от нормальных, в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. 

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера обязательно конкретизируются в трудовых договорах работников. 

 

Выплаты стимулирующего характера 

 

При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера рекомендуется определять учреждениям самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами. При этом они должны соответствовать Перечню видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному Минздравсоцразвития России (Приказ от 29.12.2007 N 818). 

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем. При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. 

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников. 

 

Заработная плата руководителей учреждений, 

их заместителей и главных бухгалтеров 

 

С введением новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений при определении заработной платы руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров рекомендуется исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера. 

При этом должностной оклад руководителя учреждения рекомендуется определять трудовым договором в троекратном размере средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения согласно перечню должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти (иным государственным органом или организацией), в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений рекомендуется устанавливать на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. 

Рекомендуется выплаты компенсационного характера устанавливать для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения рекомендуется устанавливать федеральному органу исполнительной власти (иному государственному органу или организации), в ведении которого находится учреждение, а их размеры целесообразно определять с учетом результатов деятельности учреждения. 

Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 823 определил, что до пяти процентов централизованных бюджетных ассигнований используется на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений. 

Показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем средств федерального бюджета. 

Такими показателями могут, например, являться: 

- выполнение учреждением в установленном порядке показателей его деятельности; 

- выполнение учреждением решений Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, принятых в отношении учреждения в соответствии с его компетенцией; 

- отсутствие нарушений законодательства РФ при проведении мероприятий по контролю (надзору); 

- отсутствие в учреждении задолженности по заработной плате; 

- участие в реализации национальных проектов, федеральных и ведомственных целевых программах и др. 

В соответствии с требованиями бюджета, ориентированного на результат, в каждом учреждении может быть выделен главный показатель его деятельности, за выполнение которого устанавливается не менее 30% общей суммы выплат, предусмотренных на стимулирование руководителя данного учреждения. 

Распределение централизованных бюджетных ассигнований может осуществляться ежемесячно, ежеквартально, по итогам работы за год, за выполнение важных и особо важных заданий. 

Конкретные показатели, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются ежегодно исходя из задач, стоящих перед учреждениями. 

При этом либо конкретный порядок и размер оплаты труда руководителя определяются главным распорядителем, либо в целях принятия объективного решения о выплатах стимулирующего характера руководителю учреждения может быть создана комиссия по распределению централизованных бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений (далее - Комиссия), состав и полномочия которой определяются главным распорядителем средств федерального бюджета. 

В случае образования Комиссии руководитель учреждения имеет право присутствовать на ее заседаниях и давать необходимые пояснения. 

Решение Комиссии оформляется протоколом, на основании которого издается приказ главного распорядителя средств федерального бюджета о стимулировании руководителя учреждения. 

Отметим, что, поскольку все условия оплаты труда должны быть отражены в трудовых договорах работников учреждений, положения о выплатах стимулирующего характера должны быть также внесены в трудовой договор, заключаемый между руководителем учреждения и главным распорядителем средств федерального бюджета путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. 

Дополнительное соглашение к трудовому договору заключается на срок до 1 года. 

По окончании календарного года дополнительное соглашение к трудовому договору может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя учреждения, а также перечня показателей, размеров и сроков премирования руководителя учреждения. 

 

Об увеличении с 1 сентября 2007 года 

и с 1 февраля 2008 года оплаты труда 

 

Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 660 утверждены Разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 г. и с 1 февраля 2008 г. оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда. Согласно этим Разъяснениям с 1 сентября 2007 г. объем ассигнований должен быть увеличен на 15% по сравнению с 31 августа 2007 г. 

Ассигнования, предусмотренные п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 07.03.2008 N 287-р, используются на установление с 1 февраля 2008 г. всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей стимулирующей надбавки в размере 14% к заработной плате. Надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце, с учетом всех установленных выплат (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 N 148н). 

 

Профессиональные квалификационные группы должностей 

медицинских и фармацевтических работников 

 

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 были утверждены Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников. Таких групп утверждено четыре: 

- Профессиональная квалификационная группа "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"; 

- Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"; 

- Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры"; 

- Профессиональная квалификационная группа "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)". 

Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня не разбивается на квалификационные группы в отличие от остальных квалификационных групп. 

Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал" делится на 5 квалификационных уровней, соответственно, и базовых окладов (базовых ставок) для среднего медицинского и фармацевтического персонала будет 5. 

Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры" делится на 4 квалификационных уровня. На первом врачи (провизоры) - интерны и стажеры, на втором - врачи-специалисты амбулаторно-поликлинических учреждений, за исключением врачей-терапевтов (педиатров) участковых, а также врачей общей и семейной практики, которые отнесены к третьему уровню. К тому же уровню отнесены и врачи-специалисты стационарных подразделений ЛПУ. И, наконец, самые высокие базовые оклады будут иметь оперирующие врачи-специалисты хирургического профиля, а также старшие врачи и старшие провизоры. 

Профессиональная квалификационная группа "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" состоит из двух квалификационных уровней, на втором уровне заведующие отделениями хирургического профиля, на первом - все остальные руководители структурных подразделений - врачи и провизоры. 

Главные распорядители бюджетных средств должны определить конкретный размер базового оклада (базовой ставки) для всех квалификационных групп и квалификационных уровней, после чего новая система оплаты труда "вступит в действие". 

Главный редактор журнала 

"Советник бухгалтера 

в здравоохранении" 

Е.В.КУЛАКОВА 

Подписано в печать 

25.04.2008