Законодательство в медицине


Найти документ:

"ГлавВрач", 2008, N 5 

 

О СЕРТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ 

ПО САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ 

 

По итогам Всероссийской научно-практической конференции "Медицина и качество-2007". 

 

При реализации задач обеспечения доступности медицинской помощи следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи (как первичной, так и специализированной) не гарантирует ее надлежащего качества. Расширение сети и повышение оснащенности медицинских учреждений требует значительных финансовых вложений, но вместе с тем не гарантирует сохранения достигнутого уровня качества оказания услуг. 

Более того, увеличение объемов финансирования здравоохранения без создания систем управления качеством медицинской помощи вообще может не привести к улучшению его состояния. 

Поэтому такое большое значение Минздравсоцразвития России и Росздравнадзором в последнее время уделяется вопросам повышения качества предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями услуг населению, включая услуги, предоставляемые санаторно-курортными организациями. 

В системе управления качеством оказания медицинской помощи населению значительное место занимает организация контроля качества на основе оценки соответствия предоставляемых услуг установленным стандартам оказания медицинской помощи, включая стандарты санаторно-курортной помощи. 

Как известно, наиболее распространенным методом оценки соответствия услуг установленным требованиям (стандартам) является процедура сертификации. 

В мировой практике, кроме государственных, признаны негосударственные формы контроля, регламентирующие деятельность организаций, например, система ISO. При этом государственные органы получают информацию о деятельности данных организаций. 

В настоящее время в мире не существует обязательной сертификации услуг населению, включая услуги санаторно-курортных организаций (СКО). Вместе с тем каждая зарубежная медицинская организация, дорожащая своим именем и пациентами, обязательно имеет в своем активе сертификат на соответствие предлагаемых услуг определенным требованиям. И подтверждается данный сертификат не в принудительном, а в добровольном порядке. Россияне, которые лечились и отдыхали за пределами нашей страны, как правило, отмечают большую разницу между российским сервисом и качеством услуг и тем, что предлагается потребителю на зарубежных курортах и в медицинских центрах. 

Получение сертификата - это подтверждение соответствия услуг стандартам и в определенной степени гарантия успешной работы. Она необходима как самому учреждению, так и сторонним организациям - оптовым покупателям услуг (турфирмам, крупным предприятиям, организующим оздоровление персонала), страховым компаниям, государственным органам, проводящим тендеры на государственный заказ в области оздоровления населения (таким, как Фонд социального страхования РФ, органы социальной защиты и др.). 

Создание механизмов управления качеством санаторно-курортного лечения, включая сертификацию услуг, актуально в связи с тем, что значительные средства государственного бюджета и внебюджетных фондов направляются на оплату путевок для некоторых социально незащищенных категорий граждан, лиц, перенесших травмы на производстве и профзаболевания, а также на долечивание (реабилитацию) больных, страдающих рядом тяжелых заболеваний или перенесших серьезные операции. Важно, чтобы эти средства были использованы с максимальной пользой для здоровья населения. 

Как уже упоминалось, система сертификации санаторно-курортных услуг является добровольной. Но многие руководители санаториев понимают, что в условиях рынка подтверждение своей классности - необходимое условие работы. 

Сертификация - независимая оценка услуг санатория экспертами, которые имеют необходимые знания по организации деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций на соответствие их установленным требованиям (стандартам). Сертификация дает возможность здравнице получить исчерпывающий анализ своей работы, установить слабые звенья, определить пути повышения эффективности и качества оказываемых пациентам услуг. 

Оценка соответствия таких услуг может проводиться негосударственными организациями, уполномоченными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзором) или Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) на проведение этой работы. 

Итогом оценки соответствия услуг стандартам является выдача соответствующего документа (сертификата). 

Росздравнадзором разработана и в установленном порядке зарегистрирована Система добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Система ориентирована на подтверждение соответствия услуг по санаторно-курортному лечению федеральным стандартам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России, и иным государственным нормам и требованиям. 

Этому предшествовала большая работа по анализу имеющейся нормативно-правовой базы деятельности по сертификации в других отраслях промышленности и сферы обслуживания. Изучен зарубежный опыт организации систем оценки качества, в т.ч. в области оказания услуг населению. 

Результатом этой работы стал приказ Росздравнадзора от 26.07.2005 N 1607-Пр/05 "О введении в работу системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению", которым утвержден Временный порядок проведения сертификации услуг в системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению, в т.ч. формы основных документов, применяемых в Системе. 

Система не подменяет действующие системы контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем результаты деятельности Системы служат дополнительным источником информации для этих органов при лицензировании, регистрации и осуществлении государственного контроля и надзора. 

В опубликованном на сайте Минздравсоцразвития России докладе "О результатах и основных направлениях деятельности Минздравсоцразвития России как субъекта бюджетного планирования на 2007 год и на период до 2009 года" (приложение 4) изложен проект ФЦП "Развитие курортного дела в России", в которой предусмотрено в целях повышения доступности и качества санаторно-курортной помощи населению, создание системы качества санаторно-курортной помощи, включая сертификацию услуг по санаторно-курортному лечению и оценку соответствия санаторно-курортных учреждений установленным требованиям для определения категории. В соответствии с вышеназванным проектом ФЦП к 2010 году намечено осуществить сертификацию услуг по санаторно-курортному лечению в системе добровольной сертификации санаторно-курортных услуг в 370 санаторно-курортных организациях. 

Несмотря на то что проект ФЦП еще не утвержден, определенные в нем контрольные показатели служат ориентиром для дальнейшей организации работы по развитию систем сертификации санаторно-курортных услуг. 

На 1 января 2008 г. в Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению Росздравнадзора проведена сертификация в 226 санаторно-курортных организациях, в т.ч. в 115 санаториях проведена работа по определению категории организации. 

Поэтому предстоит дальнейшая большая работа по охвату санаторно-курортных организаций процедурой сертификации услуг, т.е. проведение их оценки на соответствие действующим стандартам санаторно-курортной помощи, другим нормативным правовым документам. 

Отмечено, что сертифицированные санатории динамично развиваются, имеют высококвалифицированный медицинский персонал, хорошую материально-техническую и лечебную базы. О высоком качестве предоставляемых услуг данными санаториями, их современном материально-техническом оснащении, высокопрофессиональном кадровом потенциале свидетельствует тот факт, что все они явились победителями конкурсов, объявленных Фондом социального страхования Российской Федерации по закупке путевок для лечения льготных категорий граждан и лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 

Ежегодное подтверждение соответствия сертификата позволяет выявить несоответствие сертификационным требованиям, отслеживать все положительные и отрицательные изменения, произошедшие за отчетный период в санаторно-курортной организации, и при необходимости приостанавливать действие сертификата. 

По данным, полученным в ходе инспекционного контроля в 2007 году, сертифицированными здравницами на 20-30% обновлено морально устаревшее оборудование, в ряде организаций получены бальнеологические заключения на минеральные воды и лечебные грязи взамен имевшихся ранее с истекшими сроками действия, штаты доукомплектованы необходимыми специалистами по заявленным для сертификации медицинским профилям (санатории "Дубрава" (курорт Железноводск), "Анжерский" (Кемеровская обл.), "Еловое" (Челябинская обл.) и др., всеми без исключения здравницами внедрены ранее не применяемые методы санаторно-курортного лечения, основанные на использовании природных бальнеологических и климатических факторов, а также современные методы диагностики, включая экспресс-диагностику. Все здравницы в течение года осуществляли ремонт жилых, медицинских и подсобных помещений, открыли новые отделения и кабинеты. Существенно повысился уровень сервисного обслуживания, увеличился процент палат с повышенным уровнем удобств типа "Люкс" и "Апартаменты" (курорты "Краинка" (Тульская обл.), "Оболсуново" (Ивановская обл.), санатории "Светлана", им. Орджоникидзе, "Волна" (Сочи), "Металлург", "Энергетик" (Удмуртия), санаторий Военно-морского флота "Дивноморское" на курорте Геленджик). СКО все шире используют в работе программное обеспечение. Особенно эффективно компьютерные программы используются в диагностике заболеваний. 

В сертифицированных СКО при лечении пациентов широко использовались естественные природные факторы (минеральные воды питьевые и для наружного применения, лечебные грязи, талассотерапия, климатолечение). Результаты экспертной оценки показали эффективность санаторного лечения заболеваний основного профиля и сопутствующей патологии при комплексном использовании природных, реформированных физических факторов, лечебной физкультуры, методов традиционной медицины (апитерапия, гирудотерапия, ипотерапия и др.), а также медикаментозной терапии. Отмечено, что удельный вес медикаментозной терапии значительно выше в группе пациентов, возраст которых превышает 65 лет. Одновременно с увеличением возраста пациентов, поступивших на лечение в санаторно-курортные организации, существенно растет и количество сопутствующей патологии, которая является противопоказанием для назначения пациентам таких методов лечения, как минеральные общие ванны, грязелечение, некоторые физиотерапевтические процедуры. 

В среднем на одного пациента на курс лечения в проверенных санаториях приходилось от 75 до 90 процедур (при пребывании пациента в здравнице до 21 дня), а в день на одного человека 3-4 процедуры. 

Доля процедур с использованием природных лечебных факторов составила более 50% в санаториях, располагающих такими факторами. 

Проведенные при выписке пациентов лабораторно-клинические обследования и оценка ими своего самочувствия показывают, что 98-99% выписаны с улучшением состояния здоровья после проведенного санаторно-курортного лечения. У 1,5% пациентов состояние здоровья осталось без изменений или ухудшилось. Пациенты данной группы являлись лицами в возрасте от 70 лет и старше, имеющие в анамнезе многочисленные хронические заболевания. 

Данные результаты в определенной степени свидетельствуют об эффективности предоставленного пациентам лечения и всей деятельности сертифицированных здравниц. 

Системы добровольной сертификации услуг в сфере здравоохранения и социального развития в настоящее время активно развиваются, подтверждением чему являются зарегистрированные Росздравнадзором системы добровольной сертификации косметологических услуг, лабораторных исследований, патоморфологических исследований, информационных систем и программных продуктов в здравоохранении, услуг в области народной медицины и др. 

Именно поэтому существенное место в регламенте Всероссийской научно-практической конференции "Медицина и качество-2007", проходившей 3-4 декабря 2007 г. в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной, было отведено обсуждению вопросов стандартизации и сертификации в здравоохранении. 

На выставке, проводимой в ходе конференции, был оборудован стенд "Системы сертификации Росздравнадзора", на котором были представлены документы, справочные материалы по вопросам добровольной сертификации работ и услуг в области здравоохранения и социального развития. 

Выступившие на секционном заседании "Стандарты ИСО в здравоохранении, вопросы сертификации и аккредитации" второго дня конференции "Медицина и качество-2007" работники практического здравоохранения, научно-исследовательских учреждений, медицинских ассоциаций, органов по сертификации единодушно отмечали необходимость совершенствования форм и методов управления качеством медицинской помощи населению, включая расширение видов медицинских услуг, подлежащих добровольной сертификации, и их оценки на соответствие утвержденным стандартам медицинской помощи. 

Участниками конференции было высказано общее мнение, что создание системы управления качеством оказания медицинской помощи, включая добровольную сертификацию работ и услуг, является одним из существенных путей решения проблемы повышения уровня и качества обслуживания в медицинских организациях различных форм собственности. Процедура сертификации является новым "рыночным" способом подтверждения качества предоставляемых услуг медицинскими организациями, а сертификат соответствия должен явиться его гарантом. 

 

К.э.н., генеральный директор 

ООО "Центр сертификации" 

А.В.ГЕНЕРАЛОВ 

 

Проректор АНОО "Институт 

социального страхования", 

засл. работник 

здравоохранения РФ 

Ю.Б.ЕРОФЕЕВ 

Подписано в печать 

25.04.2008