Законодательство в медицине


Найти документ:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

 

ПРИКАЗ 

 

13 апреля 2007 г. 

 

N 155 

 

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ 

РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

ГОРОДА МОСКВЫ 

 

(в ред. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы 

от 04.05.2008 N 300) 

 

Анализ работы клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы, клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений городского здравоохранения и органов управления здравоохранением показывает, что существующая организация ведомственного контроля организации оказания медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности граждан в целом позволяет обеспечить высокий уровень качества оказания медицинской помощи населению г. Москвы. 

Вместе с тем, в связи с реализацией приоритетного национального Проекта "Здоровье", а также выполнением городских целевых программ, стоящие перед Московским здравоохранением задачи, направленные на повышение эффективности и дальнейшее совершенствование организации и качества оказываемой медицинской помощи, оптимизацию и стандартизацию лечебно-диагностического процесса, требуют дальнейшего развития клинико-экспертной работы на всех уровнях. 

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.12.2002 г. N 1070-ПП, в целях дальнейшего совершенствования деятельности клинико-экспертных комиссий в системе Департамента здравоохранения города Москвы, усиления их роли в вопросах повышения качества оказания медицинской помощи населению приказываю: 

1. Утвердить: 

1.1. Положение о клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 1). 

1.2. Положение о клинико-экспертной комиссии Управления здравоохранения административного округа (приложение 2). 

1.3. Положение о клинико-экспертной комиссии стационарного лечебно-профилактического учреждения, подведомственного Департаменту здравоохранения города Москвы (приложение 3). 

1.4. Положение о клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического лечебно-профилактического учреждения Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 4). 

1.5. Положение о медицинском эксперте при клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 5). 

1.6. Типовой протокол заседания клинико-экспертной комиссии органа управления здравоохранением (форма - приложение 6). 

1.7. Типовой акт экспертного контроля (форма - приложение 7). 

1.8. Состав клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 8). 

2. Начальникам Управлений здравоохранения административных округов, руководителям лечебно-профилактических учреждений городского подчинения: 

2.1. Утвердить состав и порядок работы клинико-экспертных комиссий в подведомственных учреждениях. 

Срок - до 15.05.2007 г. 

2.2. Обеспечить работу клинико-экспертных комиссий в строгом соответствии с положениями данного приказа. 

Срок - постоянно. 

3. Председателю клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы В.А.Шевченко: 

3.1. Осуществлять работу клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы в строгом соответствии с требованиями данного приказа, другими руководящими документами с соблюдением существующего законодательства Российской Федерации. 

Срок - постоянно. 

3.2. Оказывать организационно-методическую и консультативную помощь в работе клинико-экспертных комиссий в соответствии с утвержденными положениями. 

Срок - постоянно. 

3.3. Подготовить список медицинских экспертов при клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы и представить его на утверждение в установленном порядке. 

Срок - до 01.06.2007 г. 

4. Считать утратившим силу: 

4.1. Приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 15.03.2001 г. N 122 "О дальнейшем совершенствовании клинико-экспертной работы в системе Комитета здравоохранения" и приказ руководителя Департамента здравоохранения города Москвы от 10.08.2004 г. N 393 "О внесении изменения в приложение N 8 к приказу Комитета здравоохранения г. Москвы от 15.03.2001 г. N 122 "О дальнейшем совершенствовании клинико-экспертной работы в системе Комитета здравоохранения". 

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения города Москвы С.В.Полякова. 

 

Руководитель Департамента 

здравоохранения города Москвы 

А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ 

 

 

 

 

 

Приложение N 1 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ДЕПАРТАМЕНТА 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Клинико-экспертная комиссия Департамента здравоохранения города Москвы (далее КЭК) создается и состав ее утверждается приказом руководителя Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Департамент). 

1.2. КЭК предназначена для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, экспертизы трудоспособности и профессиональной пригодности, иных медико-социальных вопросов в пределах своей компетенции, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях Департамента. 

1.3. КЭК является организационно-методическим и консультативным органом. Председателем КЭК назначается один из заместителей руководителя Департамента. В состав КЭК входят должностные лица и главные внештатные специалисты Департамента, при необходимости могут привлекаться специалисты медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов, учреждений и других организаций. Один из членов КЭК назначается секретарем Комиссии. 

1.4. Председатель КЭК, совместно с главными внештатными специалистами Департамента, для проведения экспертного контроля формирует из числа наиболее опытных специалистов лечебно-профилактических учреждений, сотрудников медицинских ВУЗов, НИИ, научных центров и других учреждений и организаций список медицинских экспертов при КЭК, который утверждается первым заместителем руководителя Департамента. 

1.5. Медицинские эксперты при КЭК входят в состав групп по профилю под руководством главного внештатного специалиста Департамента, их деятельность координируется членами КЭК. 

1.6. Заседания КЭК проводятся по мере необходимости. Председатель КЭК для каждого случая, требующего экспертного контроля, определяет состав комиссии, медицинских экспертов по основному профилю данного случая, устанавливает сроки подготовки материалов и дату проведения КЭК. На заседании клинико-экспертной комиссии должны присутствовать не менее пяти членов КЭК. Все случаи, поступившие в КЭК, должны быть рассмотрены в течение не более 30 дней. При невозможности принятия решения за это время, срок может быть продлен в установленном порядке на необходимое для окончательной проработки время, но не более чем на 30 дней. 

1.7. Секретарь КЭК обеспечивает контроль за своевременным рассмотрением материалов медицинскими экспертами, их подготовку к заседанию КЭК, оформление протокола заседания КЭК, ведение и хранение установленной документации. 

1.8. В случае отсутствия председателя КЭК, заседание КЭК проводится заместителем председателя КЭК. 

1.9. Заседание КЭК и ее решение оформляется протоколом. Решение комиссии вступает в силу после утверждения протокола (приложение N 6 к Приказу Департамента здравоохранения) руководителем Департамента или первым заместителем руководителя Департамента. Протокол заседания клинико-экспертной комиссии, а также материалы служебного расследования являются внутриведомственными документами, копии которых заверенные печатью Департамента здравоохранения города Москвы, выдаются по требованию органов прокуратуры и следствия, а также других учреждений в установленном законом порядке. 

1.10. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или учреждений присутствие проверяемых лиц и руководителей ЛПУ обязательно. На заседание клинико-экспертной комиссии могут быть приглашены представители неподведомственных Департаменту здравоохранения учреждений и организаций, в отношении которых проводилась экспертная оценка, а также представители страховых компаний, Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области и др. 

 

2. Функции КЭК: 

 

2.1. Проводить экспертную оценку качества и эффективности лечебно-диагностического процесса и соответствие оказываемой медицинской помощи утвержденным стандартам. 

2.2. Оценивать конечные результаты деятельности специалистов структурных подразделений и учреждений. 

2.3. Рассматривать представления судебных и правоохранительных органов по качеству оказания медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности. 

2.4. Рассматривать иски и претензии страховых медицинских организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности. 

2.5. Рассматривать наиболее сложные и конфликтные случаи, по которым клинико-экспертными комиссиями ЛПУ и Управлений здравоохранения административных округов не было принято окончательного решения, либо при несогласии с их решениями заявителей. 

 

3. КЭК имеет право: 

 

3.1. Давать рекомендации по улучшению организации лечебно-диагностического процесса ЛПУ. 

3.2. Представлять по результатам экспертизы руководителю Департамента заключения о соответствии занимаемой должности руководителей ЛПУ и медицинских работников, о целесообразности пересмотра квалификационной категории, целесообразности мер дисциплинарного воздействия и штрафных санкций, передачи дел в прокуратуру и следственные органы. 

3.3. Направлять представления в учреждения, организации, ведомства по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии. 

 

4. Ответственность: 

 

КЭК несет ответственность за обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

Приложение N 2 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ УПРАВЛЕНИЯ 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА МОСКВЫ 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Клинико-экспертная комиссия Управления здравоохранения административного округа города Москвы (далее КЭК) создается и состав ее утверждается приказом начальника Управления здравоохранением административного округа Москвы. 

1.2. КЭК предназначена для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, реабилитации, экспертизы трудоспособности и профессиональной пригодности, иных медико-социальных вопросов, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения окружного подчинения. 

1.3. КЭК является организационно-методическим и консультативным органом. Председателем КЭК назначается заместитель начальника Управления. В ее состав входят специалисты Управления здравоохранения административного округа, руководители структурных подразделений, заведующие и наиболее опытные врачи-специалисты лечебно-профилактических учреждений окружного подчинения, при необходимости могут привлекаться специалисты медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций. Один из членов КЭК назначается секретарем Комиссии. 

1.4. Председатель КЭК отбирает из числа главных внештатных специалистов округа, ведущих специалистов и должностных лиц лечебно-профилактических учреждений, сотрудников медицинских вузов, НИИ, научных центров и других учреждений и организаций медицинских экспертов при КЭК. Список медицинских экспертов при КЭК утверждается начальником Управления по представлению председателя КЭК. 

1.5. Медицинские эксперты при КЭК входят в состав групп по профилю под руководством нештатного главного специалиста УЗ АО. Деятельность их координируется членами КЭК. 

1.6. Заседания КЭК проводятся по мере необходимости. Председатель КЭК для каждого случая, требующего экспертного контроля, определяет: состав комиссии, медицинских экспертов по основному профилю данного случая, устанавливает сроки подготовки материалов и проведения КЭК. Все случаи, поступившие в КЭК, должны быть рассмотрены в течение 30 дней. При невозможности принятия решения за это время, срок может быть продлен до 30 суток в установленном порядке. 

1.7. Секретарь КЭК обеспечивает контроль за своевременным рассмотрением материалов медицинскими экспертами, их подготовку и оформление к заседанию КЭК, ведение и хранение установленной документации. 

1.8. В случае отсутствия председателя КЭК заседание КЭК проводится одним из заместителей председателя КЭК. 

1.9. Заседание КЭК и ее решение оформляется протоколом. Решение комиссии вступает в силу после утверждения протокола (приложение N 6 к приказу Департамента здравоохранения) начальником Управления здравоохранения административного округа. Копии заключения КЭК, заверенные печатью Управления здравоохранения, выдаются по требованию пациента либо в другие инстанции в установленном законом порядке. 

1.10. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или учреждений присутствие проверяемых лиц и руководителей ЛПУ обязательно. 

 

2. Функции КЭК: 

 

2.1. Проводить экспертную оценку качества организации лечебно-диагностического процесса и экспертизы временной нетрудоспособности в ЛПУ окружного подчинения в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. 

2.2. Оценивать конечные результаты деятельности специалистов структурных подразделений и учреждений. 

2.3. Рассматривать представления судебных и правоохранительных органов по качеству медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности. 

2.4. Рассматривает иски и претензии страховых медицинских организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности. 

2.5. Рассматривать наиболее сложные и конфликтные случаи, по которым клинико-экспертными комиссиями ЛПУ не было принято окончательного решения, либо при несогласии с их решениями заявителей. 

2.6. По представлению КЭК лечебно-профилактических учреждений принимает решения: 

- в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы нетрудоспособности, а также вопроса дальнейшего лечения, в том числе и за пределами административной территории; 

- при переводе трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью; 

- при поступлении исковых заявлений, претензий пациентов, медицинских страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по вопросам качества оказания медицинской помощи и экспертизе временной и стойкой утраты трудоспособности. 

2.7. Осуществлять защиту интересов ЛПУ в суде, в том числе арбитражном, по доверенности. 

 

3. КЭК имеет право: 

 

3.1. Давать заключения по качеству оказания медицинской помощи в ЛПУ. 

3.2. Представлять по результатам экспертизы начальнику управления здравоохранения заключения о соответствии занимаемой должности руководителей ЛПУ и медицинских работников, о целесообразности пересмотра квалификационной категории, необходимости принятия мер дисциплинарного воздействия и штрафных санкций. 

3.3. Направлять представления в учреждения, организации, ведомства, по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии. 

3.4. Обращаться в сложных экспертных случаях в КЭК Департамента здравоохранения, в том числе по вопросам передачи материалов дела в следственные органы. 

 

4. Ответственность 

 

КЭК несет ответственность за обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

Приложение N 3 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ СТАЦИОНАРНОГО 

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ 

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Клинико-экспертная комиссия стационарного лечебно-профилактического учреждения (далее - КЭК) создается приказом его руководителя. 

1.2. КЭК предназначена для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, экспертизы трудоспособности, и профессиональной пригодности, иных медико-социальных вопросов в пределах своей компетенции, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в данном учреждении. 

1.3. Председателем КЭК является главный врач, который формирует в ее составе три подкомиссии: лечебно-контрольную (ЛКП), по изучению летальных исходов (ПИЛИ), возглавляемые заместителем главного врача по лечебной работе; по экспертизе трудоспособности (ПЭТ), возглавляемую заместителем главного врача по клинико-экспертной работе. Руководители подкомиссий являются заместителями председателя КЭК. 

1.4. Плановая работа КЭК строится по квартальным и годовым планам; план работы КЭК включается в комплексный план работы больницы. Председатель КЭК осуществляет общее руководство работой КЭК, распределяет функции КЭК между подкомиссиями, координирует их деятельность, утверждает и контролирует исполнение планов работы подкомиссий, не реже 1 раза в квартал проводит пленарные заседания КЭК. Плановые заседания подкомиссий проводятся не реже 1 раза в месяц. 

1.5. КЭК является организационно-методическим и консультативным органом учреждения. В состав КЭК включаются руководители структурных подразделений, заведующие и наиболее опытные врачи лечебно-диагностических отделений, сотрудники кафедр и клиник медицинских ВУЗов и НИИ, работающих на базе лечебного учреждения. Один из членов КЭК назначается секретарем Комиссии. 

1.6. Секретарь КЭК обеспечивает контроль за своевременным рассмотрением материалов, их подготовку и оформление к заседанию КЭК, ведение и хранение установленной документацией. 

1.7. На заседаниях КЭК рассматривается каждый случай летального исхода в лечебно-профилактическом учреждении, результаты рассмотрения и решение оформляются протоколом, который в установленном порядке хранится в Комиссии. Заключение вносится в первичные медицинские документы, а также в Журнал записи заключений (форма N 035/у). Копия заключения, заверенная печатью ЛПУ, выдается по требованию пациента, либо в другие инстанции в установленном законом порядке. 

1.8. Заседание и решение подкомиссий (ЛКП, ПИЛИ, ПЭТ) оформляется протоколом применительно к типовому протоколу заседания КЭК (приложение 6 к приказу Комитета здравоохранения), утверждаемым руководителем учреждения - председателем КЭК ЛПУ. 

1.9. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или подразделений учреждения присутствие проверяемых лиц и руководителей обязательно. 

 

2. Функции КЭК: 

 

2.1. Оценивать качество лечебно-диагностического процесса и ведения медицинской документации путем анализа соответствия назначенных лечебных и диагностических процедур стандартам медицинской помощи в стационарах, их обоснованность, адекватность и своевременность для данного больного, полноты выполнения врачебных назначений, соблюдения требований ведения истории болезни (ЛКП, ПЭТ). 

2.2. Выявлять дефекты оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе и в процессе лечения больного в стационаре (ЛКП). 

2.3. Разрабатывать и реализовывать мероприятия по устранению и предупреждению ошибок в диагностике и комплексном лечении больных (по представлению ЛКП). 

2.4. Изучать каждый случай летального исхода до получения результатов патологоанатомических, судебно-медицинских исследований, а также в случаях, когда такие исследования не проводились по распоряжению администрации больницы, с целью выявления возможных ошибок или дефектов в лечебно-диагностических мероприятиях, допущенных на всех этапах лечения умершего и установления их причин (ПИЛИ). 

2.5. Выносить на обсуждение общебольничных клинико-анатомических конференций материалы случаев летальных исходов, представляющих научно-практический интерес (по представлению ПИЛИ). 

2.6. Давать оценку конечных результатов деятельности отдельных специалистов и структурных подразделений по вопросам качества лечебно-диагностического процесса и экспертизы трудоспособности (по представлению ЛКП, ПЭТ). 

2.7. Рассматривать вопросы экспертизы временной нетрудоспособности и давать заключения по представлению лечащего врача и заведующего отделением (ПЭТ). 

2.8. Рассматривать вопросы экспертизы трудоспособности и давать заключения (по направлению ПЭТ): 

- по представлению лечащего врача и заведующего отделением; 

- в сложных клинико-экспертных и конфликтных случаях; 

- при направлении пациента на освидетельствование в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК), либо КЭК управления здравоохранения округа; 

2.9. Рассматривать иски и претензии пациентов, медицинских, страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству оказания медицинской помощи и экспертизе трудоспособности (ЛКП, ПЭТ). 

 

3. КЭК имеет право: 

 

3.1. Давать заключения по улучшению организации деятельности лечебно-диагностических отделений и структурных подразделений ЛПУ, направленные на повышение качества оказания медицинской помощи. 

3.2. Представлять по результатам экспертизы руководителю ЛПУ заключения о соответствии занимаемой должности медицинских работников, о целесообразности пересмотра квалификационной категории, целесообразности мер дисциплинарного воздействия и штрафных санкций. 

3.3. Направлять представления в учреждения, организации, ведомства по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию КЭК. 

3.4. Обращаться в сложных экспертных случаях в КЭК органа управления здравоохранением (по подчиненности), в том числе по вопросам передачи материалов дела в следственные органы. 

 

4. Ответственность 

 

КЭК несет ответственность за достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

Приложение N 4 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ 

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО 

УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Клинико-экспертная комиссия (далее - КЭК) создается в соответствии с приказом руководителя амбулаторно-поликлинического лечебно-профилактического учреждения. 

1.2. КЭК предназначена для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, экспертизы трудоспособности и профессиональной пригодности, иных медико-социальных вопросов в пределах своей компетенции, а также для рассмотрения конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в данном учреждении и на догоспитальном этапе. 

1.3. Председатель КЭК - главный врач учреждения, который формирует в ее составе две подкомиссии: лечебно-контрольную (ЛКП), возглавляемую заместителем главного врача по лечебной работе, и по экспертизе трудоспособности (ПЭТ), возглавляемую заместителем главного врача по клинико-экспертной работе. Руководители подкомиссий являются заместителями председателя КЭК. 

1.4. Плановая работа КЭК строится по квартальным и годовым планам; план работы КЭК включается в комплексный план работы амбулаторно-поликлинического учреждения. Председатель КЭК осуществляет общее руководство работой КЭК, распределяет функции КЭК между подкомиссиями, координирует их деятельность, утверждает и контролирует исполнение планов работы подкомиссий, не реже 1 раза в квартал проводит пленарные заседания КЭК. Плановые заседания подкомиссий проводятся не реже 1 раза в месяц. 

1.5. КЭК является организационно-методическим и консультативным органом учреждения. В состав КЭК включаются руководители структурных подразделений, заведующие и наиболее опытные врачи лечебно-диагностических отделений, сотрудники кафедр и клиник медицинских ВУЗов и НИИ, работающих на базе лечебного учреждения. Один из членов КЭК назначается секретарем комиссии. 

1.6. Секретарь КЭК обеспечивает контроль за своевременным рассмотрением материалов, их подготовку и оформление к заседанию КЭК, ведение и хранение установленной документации. 

1.7. Заседание и решение КЭК оформляется протоколом. Заключение вносится в первичные медицинские документы, а также в Журнал записи заключений (форма N 035/у). Копия заключения, заверенная печатью ЛПУ, выдается по требованию пациента, либо в другие инстанции в установленном законом порядке. 

1.8. Заседание и решение подкомиссий (ЛКП, ПЭТ) оформляется протоколом применительно к типовому протоколу заседания КЭК (приложение 6 к приказу Департамента здравоохранения), утверждаемым руководителем учреждения - председателем КЭК ЛПУ. 

1.9. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или подразделений учреждения присутствие проверяемых лиц и руководителей обязательно. 

 

2. Функции КЭК: 

 

2.1. Изучать правильность и своевременность диагностики, обоснованность и соответствие медицинским стандартам назначенного лечения, качество ведения медицинской документации (по представлению ЛКП). 

2.2. Оценивать конечные результаты деятельности специалистов и структурных подразделений (по представлению ЛКП). 

2.3. Выявлять дефекты оказания медицинской помощи в процессе лечения больного в учреждении (по представлению ЛКП). 

2.4. Разрабатывать и реализовать мероприятия по устранению и предупреждению ошибок в диагностике и комплексном лечении (по представлению ЛКП). 

2.5. Принимать решения и давать заключения по представлению лечащего врача и заведующего отделением (по представлению ПЭТ): 

- при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотренных Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; 

- в сложных клинико-экспертных и конфликтных случаях; 

- при направлении пациента на освидетельствование в медико-социальную, экспертную комиссию (МСЭК) либо КЭК управления здравоохранения округа; 

- при необходимости перевода ограниченно трудоспособных лиц на другую работу, соответствующую состоянию здоровья; 

- в случаях исков и претензий пациентов, медицинских страховых организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству оказания медицинской помощи и экспертизе трудоспособности; 

- при освобождении от экзаменов в школах, средних и высших учебных заведениях, предоставлении академического отпуска по состоянию здоровья; 

- о праве владения оружием; 

- при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, кандидатов в водители, водителей транспортных средств; 

- при решении жилищных вопросов (право пользования дополнительной площадью, первоочередного получения жилья, снижение этажности и т.д.); 

2.6. Осуществлять взаимодействие со страховыми медицинскими организациями по вопросам качества лечебно-диагностического процесса (по представлению ЛКП, ПЭТ). 

 

3. КЭК имеет право: 

 

3.1. Направлять пациентов на консультации в лечебно-профилактические учреждения Департамента здравоохранения города Москвы. 

3.2. Представлять по результатам экспертизы руководителю лечебно-профилактического учреждения заключения о наложении дисциплинарных взысканий на специалистов. 

3.3. Обращаться в сложных экспертных случаях в КЭК органа Управления здравоохранением (по подчиненности). 

3.4. Проводить выборочный контроль выполнения лечащими врачами требований и правил, установленных нормативными документами по экспертизе трудоспособности. 

 

4. Ответственность 

 

КЭК несет ответственность за достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

Приложение N 5 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

О МЕДИЦИНСКОМ ЭКСПЕРТЕ ПРИ 

КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Список медицинских экспертов при КЭК по основным медицинским специальностям формируется из числа главных внештатных специалистов Департамента, ведущих специалистов и должностных лиц органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений г. Москвы, который, по представлению председателя КЭК, утверждается первым заместителем руководителя Департамента здравоохранения. В качестве медицинских экспертов могут привлекаться сотрудники медицинских ВУЗов, НИИ, научных центров и других учреждений и организаций. 

1.2. Медицинский эксперт (далее - эксперт) в своей работе руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми документами, регулирующими правоотношения в системе экспертизы качества медицинской помощи, приказами и положениями Департамента здравоохранения Москвы, распоряжениями председателя КЭК, руководителя группы экспертов, настоящим Положением. 

1.3. Эксперт осуществляет экспертизу в соответствии с полученным указанием руководителя группы экспертов. Своевременно и в полном объеме проводит разбор направленных материалов с оформлением акта экспертного контроля. 

1.4. Экспертиза качества оказания медицинской помощи проводится индивидуально или с другими экспертами (при необходимости), по отдельным законченным в данном учреждении случаям, по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.), по результатам служебного расследования или в порядке очной экспертизы. 

1.5. Основной задачей эксперта является оценка правильности выбора тактики ведения больного, объема и качества оказания медицинской помощи, соответствие ее оказания Московским городским стандартам оказания медицинской помощи, а также соответствие оказания медицинской помощи и конечным исходом лечения. 

 

2. Медицинский эксперт имеет право: 

 

2.1. Пользоваться документами, необходимыми при оценке экспертного случая. 

2.2. Проводить в необходимых случаях экспертизу на месте в соответствии с установленным порядком. 

2.3. Обосновывать проведение дополнительной экспертизы. 

2.4. Принимать участие в подготовке общего заключения. 

2.5. Вносить предложения по дальнейшему совершенствованию организации и повышению качества оказания медицинской помощи населению. 

2.6. Регулярно повышать свой профессиональный уровень. 

 

3. Медицинский эксперт обязан: 

 

3.1. Давать компетентную и объективную оценку качества медицинской помощи на основе изучения медицинской документации, а в необходимых случаях - личного осмотра пациентов. 

3.2. При необходимости ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов. 

3.3. Обсуждать с лечащим врачом и руководством учреждения здравоохранения предварительные результаты экспертизы. 

3.4. Готовить рекомендации по повышению уровня и качества медицинской помощи, улучшению работы специалистов и учреждений здравоохранения, в том числе по устранению причин, вызвавших оказание пациентам медицинской помощи ненадлежащего качества. 

3.5. Готовить по результатам экспертизы соответствующее заключение, оформлять результаты проверки актом экспертного контроля. Срок представления акта экспертного контроля организации и качества оказания медицинской помощи не должен превышать 7 дней с момента получения необходимой документации. 

3.6. Отчитываться руководителю группы экспертов о результатах работы с представлением акта экспертного контроля. 

 

4. Ответственность 

 

Эксперт в установленном порядке несет ответственность за качество и объективность проводимой экспертизы. 

 

 

 

 

 

Приложение N 6 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

"Утверждаю" 

_________________________ 

(руководитель учреждения) 

"___" ________________ г. 

 

ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ 

заседания клинико-экспертной комиссии 

____________________________________ 

(наименование учреждения) 

от ___________ N __________ 

 

ПОВЕСТКА: ________________________________________________________ 

1. Комиссия в составе: 

Председатель _____________________________________________________ 

(руководитель КЭК или его заместитель) 

Члены ____________________________________________________________ 

(члены КЭК, координаторы экспертных групп) 

Приглашенные _____________________________________________________ 

(специалисты, представляющие материалы на КЭК, 

руководители групп экспертов, эксперты) 

__________________________________________________________________ 

Секретарь КЭК ____________________________________________________ 

В присутствии: 

Проверяемые лица _________________________________________________ 

Руководители _____________________________________________________ 

2. Рассмотрела: 

Представленные материалы _________________________________________ 

(медицинские документы, протоколы, объяснительные записки, 

результаты служебных расследований, акты проверок, 

приказы и т.д.) 

__________________________________________________________________ 

3. Выяснила ______________________________________________________ 

(изложение сущности рассматриваемого вопроса) 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

4. Отметила ______________________________________________________ 

(выявленные недостатки и нарушения) 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

5. Заключение: ___________________________________________________ 

 

Председатель КЭК ____________________ 

 

Члены КЭК ____________________ 

____________________ 

Секретарь КЭК ____________________ 

 

 

 

 

 

Приложение N 7 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

ТИПОВОЙ АКТ 

экспертного контроля 

от __________ г. N ______________ 

 

Мною, медицинским экспертом при Клинико-экспертной комиссии 

_______________________________ ______________________________ 

(учреждение) (Ф.И.О.) 

на основании _____________________________________________________ 

 

в период с ___ по ______ проведена экспертиза случая _____________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

1. В ходе экспертизы изучены материалы: __________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

2. Изложение сущности рассматриваемого вопроса: __________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

3. Выявленные недостатки и нарушения _____________________________ 

__________________________________________________________________ 

4. Заключение ____________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

Медицинский эксперт __________________ 

 

Согласовано: 

Руководитель группы 

медицинских экспертов 

по профилю __________ 

 

 

 

 

 

Приложение N 8 

к приказу Департамента 

здравоохранения 

города Москвы 

от 13.04.2007 г. N 155 

 

СОСТАВ 

КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ДЕПАРТАМЕНТА 

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

 

(в ред. Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы 

от 04.05.2008 N 300) 

 

Председатель Комиссии: 

В.А.Шевченко - заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы. 

 

Заместители председателя Комиссии: 

И.А.Лешкевич - заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы. 

Ш.М.Гайнулин - начальник управления организации медицинской помощи. 

 

Секретари Комиссии: 

А.Н.Вареница - ведущий специалист отдела медицинской помощи матерям. 

Н.М.Зарубин - главный специалист отдела стационарной и специализированной медицинской помощи. 

В.В.Пилюгин - ведущий специалист отдела медицинской помощи детям. 

 

Члены Комиссии: 

В.А.Погонин - заместитель начальника управления организации медицинской помощи. 

Р.С.Криушин - начальник отдела стационарной и специализированной медицинской помощи. 

Г.А.Туринский - начальник отдела амбулаторно-поликлинической помощи. 

В.А.Прошин - начальник отдела медицинской помощи детям. 

И.И.Калиновская - начальник отдела медицинской помощи матерям. 

А.С.Ермолов - главный хирург Департамента здравоохранения города Москвы. 

Л.Б.Лазебник - главный терапевт Департамента здравоохранения города Москвы. 

Д.Г.Иоселиани - главный кардиолог Департамента здравоохранения города Москвы. 

А.Н.Бойко - главный невролог Департамента здравоохранения города Москвы. 

Н.Ф.Плавунов - главный врач Станции скорой и неотложной медицинской помощи. 

В.А.Ромашова - главный специалист по клинико-экспертной работе (врачебно-трудовой экспертизе) Департамента здравоохранения города Москвы. 

О.В.Зайратьянц - главный патологоанатом Департамента здравоохранения города Москвы. 

В.В.Жаров - главный судебно-медицинский эксперт Департамента здравоохранения города Москвы. 

М.А.Курцер - главный акушер-гинеколог Департамента здравоохранения города Москвы. 

А.Г.Румянцев - главный педиатр Департамента здравоохранения города Москвы.