Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 16 

 

ПРОБЛЕМА НЕ ГОРОДСКОГО ТИПА. 

КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ И 

ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ 

 

Вопросы повышения качества и доступности медицинской и лекарственной помощи для сельского населения России остаются одними из наиболее острых для отечественной системы здравоохранения. Их решение потребует принятия целого комплекса мер со стороны государства. Своими предложениями по модернизации системы здравоохранения в сельской местности в статье, подготовленной специально для "ФВ", делится руководитель Росздравнадзора, проф., докт. мед. наук, заслуженный врач РФ Николай Юргель. 

 

Фокус на проблему 

 

Повышение доступности и качества медпомощи сельскому населению, жителям удаленных и труднодоступных районов является важнейшей задачей всех уровней власти. Анализируя данные мониторинга оказания медпомощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно констатировать, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, в т.ч. уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами: трудовая занятость, размер дохода, уровень образования и множество других социально-экономических условий. Модернизация здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация нацпроектов призваны нивелировать это неравенство. Происходящие изменения в состоянии здоровья населения в период реализации соцпрограмм служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных регионах в частности. 

С учетом большой социальной значимости оказания медпомощи населению государство и власти регионов должны координировать этот процесс, используя в т.ч. механизмы совершенствования региональной законодательной базы. 

Недостатков у системы оказания медпомощи сельскому населению по понятным причинам много. Слабой остается инфраструктура подразделений ЛПУ - ФАПов. Часть из них вообще не имеет лицензий на медицинскую деятельность, а часть по экономическим, техническим и иным причинам вовсе не функционирует. Непростая ситуация и с профессиональными медицинскими кадрами - в большинстве сельских территорий ощущается их острая нехватка, а качество профессиональной подготовки отдельных медиков оставляет желать лучшего. 

В СССР, а затем и в России, проблему обеспечения доступности медицинской и лекарственной помощи решали с помощью развитой сети ФАПов. Центральные районные аптеки заключали договоры с фельдшерами, работающими в ФАПах, которые реализовывали лекарственные средства и изделия медицинского назначения. За ассортимент и условия хранения лекарственных средств в районе отвечала центральная районная аптека. 

Организация медицинской и лекарственной помощи сельскому населению должна осуществляться в соответствии с реальной ситуацией и с учетом особенностей развития региона. Формирование и реализация совместных федеральных и региональных программ требуют единства подходов в решении проблем. 

 

Движение во всех направлениях 

 

Региональная политика в области здравоохранения должна реализовываться в нескольких направлениях. Первое - это укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая восстановление и развитие сети ФАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи. Второе - массовое распространение института врачей общей практики в сельской местности. Необходимо сформировать и квалифицированный кадровый потенциал, в т.ч. создать экономические условия для привлечения молодых специалистов; плотнее заняться повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой кадров. 

Но это лишь часть задач, которые необходимо выполнить. Для организации качественной медицинской и лекарственной помощи сельским жителям нужно внедрить стандарты оказания медпомощи, внедрить в практику первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов телекоммуникационные технологии. Одновременно с этим следует проводить диспансеризацию населения и другие профилактические мероприятия, создавать программы, содействующие развитию рынка страховых услуг, и, конечно, организовать контроль за полнотой и качеством оказания медицинской помощи. 

Росздравнадзор уделяет этой проблеме пристальное внимание. Постоянный контроль, проводимый службой, позволил обеспечить существенное сокращение случаев безлицензионной деятельности государственных и муниципальных лечебных учреждений сельской местности. В начале 2007 г. более 4 тыс. ЛПУ и 20 тыс. территориально обособленных подразделений работали вне правового поля, без соответствующей лицензии. К началу текущего года число федеральных и муниципальных ЛПУ, ведущих безлицензионную деятельность, снизилось в 15 раз (до 263), а число ФАПов - почти в три раза (до 7439). Проведена работа Генпрокуратурой совместно с руководством регионов. Большинство регионов сумели выделить дополнительные средства и ресурсы для приведения ЛПУ и ФАПов в соответствие с предъявляемыми требованиями. 

 

Курс на изменения 

 

Большинство ФАПов не соответствует требованиям, предъявляемым к организациям, осуществляющим розничную торговлю ЛС, не имеет лицензии на фармдеятельность и соответствующего материально-технического оснащения для хранения лекарственных средств с учетом их физико-химических свойств и соблюдения требований нормативной документации, а осуществление деятельности без лицензии является нарушением законодательства РФ. 

Но добиться решения существующей проблемы вполне возможно. При содействии органов государственной власти регионам нужно будет организовать соблюдение требований к учреждениям, осуществляющим хранение и реализацию ЛС и ИМН в ФАПах, имеющих соответствующие возможности. Следует также организовать на базе аптечных учреждений передвижные аптечные пункты для реализации ЛС и ИМН населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах ("аптека на колесах"). 

Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществление фармдеятельности передвижными аптечными пунктами могут служить: плотность размещения ЛПУ и аптечных организаций на душу населения, территориальная удаленность медицинских и аптечных учреждений от населенного пункта, проблемы с общественным транспортом, низкая укомплектованность или неукомплектованность кадрами аптечных учреждений, а также соблюдение требований соответствующего материально-технического оснащения для передвижных аптечных пунктов. 

Для решения данной проблемы необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующий Федеральный закон N 86-ФЗ от 22.06.98 "О лекарственных средствах" и другие законодательные и нормативно-правовые акты. 

В частности, необходимо внести изменения в ст. 33 Федерального закона N 86-ФЗ, позволяющие осуществлять фармдеятельность лицам с высшим или средним медицинским образованием в аптечных учреждениях: непосредственно в ФАПах, фельдшерских пунктах, сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах. 

Еще одной мерой должно стать внесение изменений в ст. 32 Федерального закона N 86-ФЗ, позволяющих при отсутствии на территории сельской местности аптечных учреждений осуществлять реализацию ЛС через фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты и сельские врачебные амбулатории при соблюдении правил хранения и других условий, обеспечивающих качество лекарственных средств. Соответствующие изменения необходимо внести в приказ Минздрава России N 80 от 04.03.2003 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения". 

Регионам следует заняться созданием условий для молодых специалистов, принявших решение работать в учреждениях первичного звена здравоохранения в сельской местности. Для этого необходимо разработать региональные программы социальной поддержки молодых специалистов, предоставлять кредиты на приобретение жилья, строительство частных домов, выделять дополнительные средства на увеличение заработной платы, предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг. 

При обучении врачей и среднего медперсонала необходимо внедрение дистанционных технологий, доказавших высокую эффективность. Необходимо подготовить комплексную программу повышения квалификации специалистов с медицинским образованием для работы в ФАПах в удаленных и труднодоступных районах сельской местности по оказанию фармацевтической помощи. 

 

Руководитель Росздравнадзора, 

проф., докт. мед. наук, 

заслуженный врач РФ 

Н.ЮРГЕЛЬ 

Подписано в печать 

06.05.2008