Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2008, N 5 

 

ЗАКОНЫ ПУТАНЫ И ПРОТИВОРЕЧИВЫ? - ОТВЕТСТВЕННЫХ НЕТ! 

 

По моему мнению, большой проблемой в законодательстве, регламентирующем аптечный сегмент фармрынка, является огромное количество дополнений и изменений к уже существующим законам и нормативно-правовым актам. Мы в аптеках добросовестно изучаем всю нормативно-законодательную документацию, которая прямо или косвенно относится к работе аптечных учреждений. И, надо сказать, очень сложно бывает понять новые коррективы, особенно, если указывается, что изменения относятся только к какому-либо пункту или даже какой-то части пункта приказа или другого нормативного акта. И таких мелких дополнений и изменений к каждому нормативному акту накапливается огромное множество. Наверное, в таких случаях надо все-таки издавать новый приказ, отредактированный с учетом всех накопившихся изменений. Как пример, можно привести приказ МЗСР N 785 от 14.12.05 "О правилах выписывания и отпуска ЛС в аптеках" или приказ МЗСР N 578 от 13.09.05 "О препаратах безрецептурного отпуска". И хотелось бы видеть более четкие формулировки всех нормативно-законодательных актов, начиная с названия - о чем, собственно, тот или иной документ, а не так, как это бывает сегодня. Новый нормативный документ, приказ МЗСР N 109 от 12.02.07, называется "О внесении изменений в порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный приказом МЗСР РФ от 14.12.05 N 785". При этом новый документ в некоторых пунктах (которые остаются неизменными) противоречит тому документу, чьим дополнением или изменением он является. Я считаю, что каждый документ должен иметь свое название. Так было бы всем понятнее, и проще было бы работать исполнителям всех тех требований, которые в документах прописаны. А сейчас иногда и название, и содержание самого документа настолько запутано, что исполнитель просто не в состоянии понять суть требований. 

До сих пор остается открытым вопрос о вновь зарегистрированных препаратах, предназначенных для безрецептурного отпуска. Согласно приказу N 578 и приказу N 493 от 26.07.07 (в ред. приказов Минздравсоцразвития РФ N 493 от 26.07.07 и N 823 от 04.12.06), существует Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых в аптечных учреждениях без рецепта врача. Но, если на рынке появляется новое ЛС, на упаковке и в аннотации которого написано, что это безрецептурный препарат, а он еще не включен в Список безрецептурных препаратов, то получается, что мы в аптеке его без рецепта продавать не имеем права. Хотя в данной ситуации это, конечно, нонсенс. Вообще вопрос отпуска ЛС в аптеках по рецептам и без рецептов у нас в стране не решен. 

Все прекрасно знают, что аптекам нередко приходится отпускать рецептурные препараты без рецепта. Мы при этом нарушаем существующие нормативы со всеми вытекающими последствиями. Но как быть аптекам, если врачи просто не выписывают рецепты и в лучшем случае пишут назначения на бумажке. А в худшем говорят больному, что ему подскажут в аптеке, какой именно антибиотик принимать. Что в таком случае делать первостольнику? А ведь приходят за рецептурными препаратами не здоровые и молодые, а больные и старые люди. И я думаю, что это не наша задача в аптеке объяснять больному, что врач должен выписать ему рецепт, для того чтобы он мог приобрести нужное ему лекарство. Это государство должно создать систему, которая обеспечила бы обязательное выписывание рецептов на рецептурные препараты. И так делается во всех цивилизованных странах. Должна быть страховая медицина и страховая фармация. И тогда больной просто не уходит от врача без рецепта, потому что ему с рецептом препарат будет стоить дешевле, или ему совсем не потребуется платить, т.к. стоимость лекарственного лечения покрывает страховка. 

Все это можно сделать и у нас, причем, не откладывая в "долгий ящик". Сейчас в Москве существует "Социальная карта москвича". Эта карточка вполне может быть использована для целей страховой фармации, если на счет такой карточки будет перечисляться определенная сумма для целей лекарственного лечения. При предъявлении в аптеке рецепта, аналогичного той форме, которая сейчас используется в системе ОНЛС (ДЛО), и социальной карты средства для оплаты рецептурных ЛС могли бы сниматься с карточки и сразу попадать на счет аптечного предприятия. 

Такая система была бы хороша и для аптеки (мы всегда имели бы гарантированные финансовые поступления на счет), и для врача, и для банка. В этой цепочке нет чиновников. И поэтому, я думаю, переход к страховому лекарственному обеспечению населения искусственно затягивается. 

У нас же сейчас идет раздувание штата контролирующих органов, потому что те нормативно-законодательные акты, которые создают чиновники, заведомо создают почву для нарушений. И за некачественную работу чиновники не несут никакой ответственности. 

И еще, наверное, имеет смысл больше изучать опыт цивилизованных стран в области контролирования чиновниками аптечных предприятий. Ведь там законы работают. Их тоже, по-видимому, следовало бы изучить. 

 

Генеральный директор 

ООО "Аптека "Мневники" 

Л.П.ТОЛПЕГИНА 

Подписано в печать 

16.05.2008