Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2008, N 5 

 

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОТСТАЛА ОТ ЖИЗНИ 

 

По моему мнению, ныне действующие нормативные документы, регламентирующие аптечную розницу, несколько отстали от времени и давно не обновлялись, а некоторые из них требуют существенной доработки и внесения изменений. Этот вопрос достаточно обширный и комментарии можно предоставить по каждому документу. 

В общем можно сделать следующие короткие замечания: 

1. Действующий список товаров, продаваемых через аптечную сеть, должен быть пересмотрен и расширен. 

В отдельных субъектах Российской Федерации перечень товаров, разрешенных к реализации через аптечные учреждения, может быть расширен путем издания региональных нормативных документов. В качестве примера можно привести Распоряжение Первого заместителя премьера Правительства Москвы от 27 ноября 1997 г. N 1244-РЗП "О дополнительном перечне товаров, разрешенных к реализации через аптечные предприятия всех форм собственности (расширенный ассортимент)". 

Вместе с тем, практика показывает, что законодательно разрешенного ассортимента недостаточно. Его необходимо пересматривать и расширять, но, естественно, в разумных пределах, при этом в обязательном порядке должны быть установлены дополнительные нормативные требования к условиям реализации и хранения такого товара. 

2. Особое внимание следует уделить законодательству о ценообразовании. Принятое Правительством Постановление N 782, которое предоставило органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможность устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Однако анализ нормативных документов, принятых во исполнении указанного документа регионального законодательства, вызывает большое количество вопросов, которые необходимо урегулировать на федеральном уровне. 

До сих пор не выражен единый подход к следующим основным проблемам. 

- Во-первых, могут ли организации, имеющие "оптовую" лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и имеющие на своем балансе аптеки, применять одновременно оптовую и розничную наценку при реализации продукции через свои аптечные учреждения? В Москве этот вопрос решен, однако в большинстве регионов вопрос остается не урегулированным. 

- Во-вторых, нет четкого понимания, наценкой какого субъекта федерации руководствоваться при поставке товара из одного региона в другой. В единичных региональных документах этот порядок закреплен, но в целом этот вопрос остается открытым. 

Далее. Полностью не урегулирован вопрос учета при ценообразовании различных поощрительных выплат (премий), а также скидок, предоставляемых поставщиками за достижение определенных результатов продаж. Кроме того, в регионах неоднозначный подход к учету НДС при ценообразовании, и особенно большую путаницу вносят различные налоговые режимы, применяемые субъектами торговли. По моему мнению, все эти, да и ряд других вопросов, должны быть урегулированы на федеральном уровне путем внесения соответствующих изменений в нормативно-законодательные акты. 

3. В последнее время очень большое количество аптек открывается в крупных торговых центрах, которые к моменту открытия, как правило, не имеют свидетельства на право собственности, что не позволяет аптечным учреждениям заключить договор аренды, необходимый для получения лицензии. Несмотря на то, что все документы подготовлены и соответствуют требованиям законодательства, один единственный документ, который, по сути, не оказывает прямого влияния на фармдеятельность, не позволяет осуществлять деятельность в полной мере. В результате в течение от 6 месяцев до 1 года аптечным учреждениям приходится нести убытки в виде оплаты арендной платы и проч. Изменения, внесенные в Постановление N 416, помогли бы избежать этих недоразумений. 

4. Также необходимо упомянуть "Федеральный закон о лекарственных средствах", в соответствии с которым оптовые компании имеют право продавать лекарства только в пяти случаях. Сюда не попадают больницы, у которых нет лицензии на фармацевтическую деятельность. Это создает барьер, не позволяющий больницам закупать ЛС оптом и, соответственно, по более низким ценам. 

5. Если принять во внимание последние полтора-два года работы, то принятие двух нормативных документов вызвало определенные трудности в работе. Первый из них - это внесение изменений в Федеральный Закон N 171-ФЗ от 22.11.95 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", в соответствии с которым для реализации парфюмерно-косметической продукции, в том числе через аптечные учреждения, требовалось получение отдельной лицензии и отдельного учета. Второй документ относительно новый, а именно Постановление Правительства N 964 от 29.12.07 г. "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного Кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного Кодекса Российской Федерации", после принятия которого возникли сложности с получением разъяснений в государственных органах о том, в каких случаях он применяется, и как он соотносится с другими документами, регламентирующими продажу сильнодействующих и ядовитых ЛС. 

 

Начальник юридического управления 

ЗАО "Управляющая Компания 

"Аптечная сеть 36,6" 

Д.СИТНИКОВ 

Подписано в печать 

16.05.2008