Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 17 

 

ДЕПУТАТЫ ВНЕСЛИ СВОЙ ВКЛАД В ГУМАНИТАРНУЮ ПОМОЩЬ 

 

На заседании Комитета Государственной думы по охране здоровья, состоявшемся 8 мая, было рассмотрено два законопроекта, направленных на установление правовых основ в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ. Проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" касается вопросов урегулирования вывоза этих лекарственных средств в качестве гуманитарной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Вторым законопроектом, предлагающим внесение изменений в ст. 17 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривается норма, устанавливающая запрет на приватизацию предприятий, выпускающих наркотические и психотропные лекарственные средства. 

 

Как было отмечено на заседании Госдумы, международная практика в сфере оказания взаимной помощи государствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий показывает, что регулярно возникает необходимость в получении гуманитарной помощи, а также направлении ее иностранным государствам. Между тем Федеральным законом N 3-ФЗ от 08.01.98 "О наркотических средствах и психотропных веществах" не урегулирован вопрос вывоза наркотических средств и психотропных веществ в случае оказания гуманитарной помощи при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях, за исключением случаев пересылки наркотических средств и психотропных веществ в качестве гуманитарной помощи в адрес конкретных субъектов РФ. В соответствии со ст. 28 закона ввоз или вывоз наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности, сертификата на право ввоза и вывоза и такого же разрешения для случая пересечения таможенной границы, выдаваемых компетентными федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами. 

В связи с этим, как отметил первый зам. председателя комитета Николай Герасименко, вывозить наркотические средства и психотропные вещества в качестве гуманитарной помощи, а также при оказании помощи при ЧС в более короткие сроки с соблюдением необходимых и достаточных мер контроля практически невозможно. 

Предлагаемым проектом федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусматривается дополнить закон положениями об особом порядке вывоза наркотических средств и психотропных веществ при оказании гуманитарной помощи. С этой целью ст. 28 предлагается дополнить нормой, согласно которой вывоз наркотических средств и психотропных веществ допускается в случае оказания гуманитарной помощи, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях в соответствии с межправительственными договорами либо решениями Правительства РФ. Порядок вывоза наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для оказания гуманитарной помощи, а также при оказании помощи при чрезвычайных ситуациях при этом устанавливается правительством. 

Депутаты, отметив, что данные изменения помогут снизить ненужные барьеры при оказании гуманитарной помощи, поддержали данный законопроект и рекомендовали Госдуме принять его в первом чтении. 

Второй законопроект, который на заседании комитета разбирали депутаты, также предусматривает внесение поправок в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". В законопроекте предлагается установить запрет на приватизацию предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ. 

Сегодня в России всего четыре ГУП занимаются производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Из них два предприятия не производят субстанции, а только изготавливают готовые лекарственные формы. 170 муниципальных унитарных предприятий имеют также лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Данные муниципальные унитарные предприятия выпускают наркотические лекарственные средства в малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре. 

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, поскольку эти предприятия занимаются только изготовлением лекарственных форм из закупаемых субстанций, существует опасность их приватизации и сокращения объемов изготовления отечественных наркотических средств и психотропных веществ в связи с перепрофилированием предприятий на выпуск ненаркотических лекарственных средств. С учетом этой обеспокоенности Правительство РФ предлагает п. 2 ст. 17 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" дополнить следующим предложением: "Приватизация указанных предприятий и учреждений запрещается". 

Проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 17 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" рассмотрен Комитетом по охране здоровья и направлен в высшие органы государственной власти для подготовки отзывов, замечаний и предложений. 

 

Т.ПАНФИЛОВА 

Подписано в печать 

20.05.2008