Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 17 

 

ЛЕКАРСТВА В СКЛАДЧИНУ. 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОМС ПРЕДЛАГАЕТ ВНЕДРИТЬ В РОССИИ 

ПРОГРАММУ ЛЕКАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ 

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выступил с предложением реализовать в России новый проект в сфере лекарственного обеспечения россиян - программу лекарственного страхования. В проекте концепции программы, обнародованном фондом в конце апреля, предлагается сделать участниками программы всех застрахованных в системе ОМС российских граждан, которые по рецепту врача смогут получать в аптеках-участницах программы необходимые лекарства со скидкой 50%. Возмещать половину стоимости предлагается государству. Разработчики проекта считают, что повсеместное внедрение проекта было бы возможно уже в 2010 г., после того как он пройдет обкатку в пилотном регионе. Участники фармрынка проявили к проекту живой интерес. По их мнению, внедрение программы лекарственного страхования могло бы стать мотивом для возрождения в России культуры потребления ЛС. 

 

Проект концепции развития в России системы лекарственного страхования, разработанной в Федеральном фонде ОМС, его руководитель Дмитрий Рейхарт обнародовал во второй половине апреля в Высшей школе экономики на семинаре "Лекарственное обеспечение и лекарственное страхование". Доклад г-на Рейхарта вызвал живой интерес со стороны участников семинара, а затем и участников фармрынка. 

Проект, предложенный Федеральным ФОМС, предлагает новый подход к лекарственному обеспечению россиян. Программа лекарственного страхования будет распространяться на всех застрахованных в системе ОМС граждан России, а основным документом, подтверждающим право гражданина получить ЛС, станет рецепт врача. "Программа лекарственного страхования должна носить всеобщий охват застрахованного по ОМС населения, причем доступ к лекарственной помощи должен осуществляться на равных, вне зависимости от социального статуса застрахованного гражданина", - поясняется в проекте концепции. 

Субъектами программы лекарственного страхования помимо застрахованных в системе ОМС граждан призваны стать Правительство РФ, Минздравсоцразвития России, Росздравнадзор, Федеральный и территориальные фонды ОМС, поставщики медицинских услуг и аптеки. Согласно проекту, фонды ОМС будут получать бюджетные средства в объеме, утвержденном правительством, которое установит и основные параметры лекарственного страхования. Фонды ОМС также займутся формированием списков ЛС, отпускаемых в рамках программы, составлением расчетов за фактически отпущенные лекарства, ведением персонифицированного учета, формированием отчетов. 

Широкий круг полномочий предлагается передать и Росздравнадзору. Служба, согласно проекту, будет контролировать работу организаций-поставщиков медицинских услуг и аптечных учреждений, а также следить за обоснованностью назначения ЛС врачами и правильностью ведения последними медицинской документации. 

Принцип лекарственного страхования довольно прост. Застрахованный гражданин с правильно оформленным рецептом должен будет обратиться в любую аптеку, присоединившуюся к программе лекарственного страхования. Аптека осуществит отпуск ЛС, оплата стоимости которого будет осуществляться по принципу равноправного участия личных средств гражданина, т.е. половину стоимости ЛС будет оплачивать сам гражданин. Аптека формирует отчет о фактически отпущенном ЛС и выставляет территориальному фонду ОМС счет на 50%-ную доплату стоимости отпущенного ЛС. В течение 10 дней Федеральный ФОМС осуществляет согласование расходов, а территориальный ФОМС производит его оплату. 

В проекте говорится, что принцип сооплаты нивелирует риски потери финансовой управляемости программы в случае необоснованной, неконтролируемой выписки рецептов, при назначении ЛС без наличия соответствующих медицинских показаний, завышения аптечными учреждениями стоимости ЛС. Согласно расчетам разработчиков проект концепции для внедрения системы лекарственного страхования годовой объем финансовых затрат может составить примерно 80 млрд. руб. 

С реализацией проекта в Федеральном ФОМС предлагают не спешить, проведя ее в три этапа. До конца 2008 г. предлагается детально проработать организационные и правовые аспекты программы, сформировать нормативно-правовую базу для проведения эксперимента в пилотных регионах, провести расчет финансирования и информационную работу с населением. По завершении всех подготовительных мероприятий в 2009 г., согласно проекту, следует уже перейти непосредственно к самому эксперименту. В качестве "полигона" для испытания программы в концепции, например, предлагается Кемеровская область. Объем необходимых средств на реализацию программы в этом регионе в течение года в Федеральном ФОМС оценивают в 800 млн. руб. С 2010 г., в случае успеха эксперимента, предполагается запуск программы лекарственного страхования по всей России. 

Руководитель Федерального фонда ОМС Дмитрий Рейхарт рассказал "ФВ", что проект концепции лекарственного страхования является некой платформой для обсуждения, которую фонд представил на закрытом для СМИ семинаре в Высшей школе экономики для узкого круга специалистов и профессионалов в области фармрынка и государственной экономики. Подробно комментировать содержание концепции Дмитрий Рейхарт отказался до определения официальной позиции Минздравсоцразвития России по данному вопросу. 

Вместе с тем на семинаре в Высшей школе экономики, как сообщил "ФВ" один из участников семинара, отмечалось, что программа лекарственного страхования могла бы быть направлена на широкий спектр заболеваний, не требующих стационарного лечения, и ориентирована на помощь трудоспособному населению. Такой подход объяснялся тем, что программа лекарственного страхования не предполагает заменить собой программу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, в том числе федеральную программу по обеспечению наиболее дорогостоящими препаратами. 

Как отмечали на семинаре разработчики проекта концепции, запуск программы не должен вызвать резкого скачка цен на ЛС, поскольку в случае с лекарственным страхованием речь будет идти о назначении в первую очередь дженериков, рынок которых является высоко конкурентным. 

По словам источника "ФВ" в Минздравсоцразвития России, проект концепции был направлен руководителям двух рабочих групп, ведущих разработку разделов концепции развития здравоохранения до 2020 г., отдельно текст документа был направлен непосредственно главе Минздравсоцразвития России Татьяне Голиковой. 

Представители и зарубежных, и российских фармкомпаний нашли в проекте Федерального ФОМС важные для себя моменты. "Наиболее важной в этом проекте я считаю мысль о том, что государство должно взять на себя обязательства по возмещению части затрат на приобретение препаратов по рецептам врача. Это сразу решит проблему засилья маркетинговых инструментов при выборе врачами и населением ЛС и повысит культуру потребления ЛС российскими пациентами. Государство должно составить стандарты лечения и с опорой на них составить перечень важнейших и необходимых ЛС, провести регистрацию референтных цен на МНН по каждому наименованию", - говорит исполнительный директор компании "Валента" Александр Итин. 

"Для населения принцип паритетного софинансирования гражданами стоимости фактически отпущенных им лекарственных средств - возможность разрядить ситуацию в те моменты, когда не хватает льготных средств. Цену следует регулировать централизованно федеральными или региональными властями. Пациент в таком случае должен точно знать, какой процент от стоимости ему следует заплатить или какую фиксированную сумму, - говорит директор по продажам Bayer Health Care в РФ Григорий Кохреидзе. - Например, в Германии это именно фиксированная сумма. И не важно при этом, какова стоимость препарата. Как и кем будет регулироваться цена - это вопрос, который требуется решить как можно быстрее и сформулировать как можно четче во избежание беспорядочности процедур". 

Президент ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" Андрей Егоров убежден: "Чем раньше у нас будет запущен этот проект, тем лучше. Однако аптечные учреждения помимо вопросов с формированием перечня ЛС и ценообразования волнует и то, как будет решен вопрос с грамотной выпиской рецептов. Мы считаем, что выходом из ситуации могло бы стать внедрение электронной системы выписки и учета рецептов, к которой были бы подключены все участники программы лекарственного страхования. Конечно, такой проект требует обкатки в одном или нескольких регионах. С нашей стороны готов предложить фонду апробировать программу при помощи аптек "СоюзФармы". Мы готовы участвовать в эксперименте, получить аналитику и в случае необходимости внести в концепцию важные изменения". 

 

А.ПРЯДКО 

Подписано в печать 

20.05.2008