Законодательство в медицине


Найти документ:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

 

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ 

 

5 июня 2008 г. 

 

ПРОТОКОЛ 

 

N 6-2 

 

О РАБОТЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО 

ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА, ОКАЗАНИЮ 

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, 

ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 

 

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела организации медицинской помощи детям Департамента здравоохранения Прошина В.А. о работе лечебно-профилактических учреждений по профилактике социального сиротства, оказанию медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, коллегия отмечает следующее. 

Вопросы оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, а также передачи ребенка-сироты на усыновление, под опеку и попечительство всегда относились к первоочередным задачам органов здравоохранения. 

В работе по выполнению этих задач Департамент здравоохранения руководствуется Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Гражданским и Семейным кодексами Российской Федерации, приказом Департамента здравоохранения от 04.05.2008 N 303 "Об организации взаимодействия органов исполнительной власти по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебных учреждениях". 

В системе Департамента здравоохранения в настоящее время функционируют специализированные лечебные учреждения и отделения, в которых получают лечение и воспитание дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это - 20 домов ребенка, в составе ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова - стационарное отделение для детей-сирот на 110 коек, в Морозовской ДГКБ - также специализированное отделение. 

На протяжении многих лет дети-сироты, потерявшие обоих родителей, составляют 2% от всех детей-сирот, родители которых живы. 

Отказные дети, родившиеся в тяжелом состоянии или недоношенные, из родильных домов переводятся в отделения новорожденных стационаров, осуществляющих 2-й этап выхаживания: Морозовской ДГКБ, ДГКБ Св. Владимира, Измайловской ДГКБ, Тушинской ДГБ, ДГКБ N 9 им. Г.Н.Сперанского, ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова, ДИКБ N 6, ГКБ N 7, ГБ N 8, ГКБ N 13, ГКБ N 67, в отделение "Нежность" Морозовской ДГКБ (30 коек для детей в возрасте от 6 дней жизни до 3-х лет), а также - в специализированное отделение ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова (110 коек для детей с поражением ЦНС и нарушением психики). 

Отделение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Нежность" Морозовской ДГКБ было создано в целях оказания медицинской помощи детям-сиротам, поступающим в больницу, для проведения инструментальных и диагностических исследований, необходимых для оформления в дом ребенка. Дети, поступающие в отделение "Нежность", получают квалифицированную медицинскую помощь и медикаментозное лечение, соответствующее заболеванию ребенка. Специализированное психоневрологическое отделение ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова на 110 коек предназначено для обследования и лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. Для диагностики заболеваний у детей используется полный комплекс современных методов обследования. Дети, нуждающиеся в хирургической коррекции врожденных пороков развития, после лечения переводятся в специализированные дома ребенка. 

В 2008 г. в Тушинской ДГБ открыто отделение на 20 коек для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделено 2,5 ставки врачей, 20,5 ставок медицинских сестер, 8,75 ставок младшего персонала. Отделение обеспечивается питанием, мягким инвентарем, оборудованием, медицинскими препаратами в соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 27.06.2007 N 286 "О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в дома ребенка в соответствии с распоряжением органов опеки и попечительства территориальных муниципалитетов. 

В домах ребенка находятся дети от рождения до трехлетнего возраста, а дети с имеющейся патологией по заключению городской медико-психолого-педагогической комиссии - до четырехлетнего возраста. Кроме того, здесь живут дети от родителей-москвичей, которые в силу разных причин не могут их воспитывать в течение определенного времени. 

На период 01.05.2008 в 20 домах ребенка (дом ребенка N 22 01.04.2008 передан в систему Департамента семейной и молодежной политики города Москвы) функционирует 2005 коек. 

Укомплектованность кадров врачей составляет 79% (физические лица - 57%). 69,9% врачей имеют квалификационную категорию. Укомплектованность кадров средних медицинских работников составляет 82% (физические лица - 59%). 43% медицинских сестер имеют квалификационную категорию. 

Укомплектованность кадров педагогического персонала составляет 72% (физические лица - 53%). Квалификационную категорию имеют 78,1% педагогических работников. 

Количество детей в домах ребенка - 1288, детей-инвалидов - 392, детей, имеющих родителей, - 148. Укомплектованность домов ребенка детьми в 2007 году составила 64,4% (2006 г. - 71,6%, 2005 г. - 73,8%); удельный вес детей в возрасте 3-х лет и старше составил 24,7% (2006 г. - 26,1%, 2005 г. - 26,3%); среднее число дней пребывания детей в доме ребенка составило 319,8 дней (2006 г. - 322,6, 2005 г. - 321,3). 

Общая численность поступивших детей за 2007 год составила 165. За 2007 год родителями взято 350 детей, на усыновление - 448 детей, в том числе на международное усыновление - 181 детей, под опеку - 170 детей, в учреждения социальной защиты населения переведено 117 детей, в учреждения образования - 64 детей. 

Дома ребенка Москвы специализированы для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики. С 2000 года функционирует дом ребенка N 7 ВАО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ВИЧ-инфицированных матерей. 

Все дома ребенка размещены в приспособленных зданиях типового проекта детских дошкольных учреждений, имеют групповые помещения, изоляторы физиотерапевтические кабинеты, прививочные и процедурные кабинеты, залы ЛФК, музыкальные залы, педагогические кабинеты, самостоятельные пищеблоки. Частичный текущий и косметический ремонты в домах ребенка проводятся ежегодно. Проведен капитальный ремонт домов ребенка N 13 ЦАО, N 7 ВАО. С 01.07.2008 закрывается на капитальный ремонт дом ребенка N 25. Департаментом здравоохранения готовится проектно-сметная документация на строительство трех новых домов ребенка, проведение капитальных ремонтов и строительство пристроек. 

В настоящее время отсутствие дополнительных площадей не позволяет создать современные отделения реабилитации в домах ребенка. Так, закрытый бассейн, необходимый для реабилитации детей, имеется только в одном доме ребенка N 8 СВАО. При этом количество детей-инвалидов в таких домах, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях, ежегодно составляет около 28% от общего количества детей. 

На протяжении пяти лет количество детей в домах ребенка в возрасте старше 3-х лет уменьшилось и в 2007 г. составило 24,7%. Количество детей-инвалидов за последние пять лет увеличилось на 6% и составило в 2007 г. 413 человек (29%). По итогам диспансеризации около 70% детей имели различные соматические заболевания, в том числе: 24% - расстройства питания, 15% - рахит, 16% - анемию. Отставание в физическом развитии выявлялось у 45% детей, у 93% отмечалось отставание в психическом развитии. В структуре общей заболеваемости первое место заняли болезни органов дыхания, второе место - психоневрологические заболевания, третье - врожденные аномалии (пороки развития), хромосомные нарушения. 

Департаментом здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями города проводится работа, направленная на профилактику социального сиротства. Данная работа проводится по определенным направлениям. 

Первое направление включает в себя повышение уровня социализации подростков и молодежи и обеспечение условий для эффективной адаптации их в обществе, в том числе - создание семьи, рождение и воспитание детей, что достигается путем информационно-просветительской деятельности медицинских работников. 

Целью реализации второго направления является предотвращение социального сиротства. В этом случае работа проводится с одинокими матерями и семьями групп риска (асоциальные и неблагополучные семьи). При выявлении неблагополучных семей сведения передаются юристу женской консультации, который оказывает социально-правовую помощь беременным, оказавшимся в проблемной ситуации, проводит консультации по вопросам представления выплат, льгот и материальной помощи. 

Объектом внимания третьего направления являются дети, нуждающиеся в государственной защите, информация о которых передается в органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. 

В Департаменте здравоохранения состоялась встреча со специалистами Московской епархии Русской Православной Церкви по вопросу оказания волонтерами помощи детям-сиротам, находящимся в больницах. Проведено совещание с руководителями здравоохранения административных округов, главными врачами домов ребенка, на котором проработаны вопросы дальнейшего улучшения оказания помощи детям-сиротам и мероприятия, направленные на недопущение социального сиротства. 

В мае 2008 года на базе Дома ребенка N 6 проведен "круглый стол" с участием руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных педагогов. В домах ребенка создаются консультативные службы для кандидатов в замещающие родителей и граждан, принявших в свои семьи воспитанников, проводится работа по подготовке видео-паспорта ребенка. 

Вместе с тем, учреждениям системы городского здравоохранения необходимо продолжить работу, направленную на профилактику социального сиротства, в частности - организацию взаимодействия с органами опеки и попечительства и Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы. 

Решение коллегии: 

1. Принять к сведению доклад начальника отдела организации медицинской помощи детям (Прошин В.А.) и отметить, что органами и учреждениями здравоохранения постоянно проводится работа по улучшению качества оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и осуществляется ряд мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства. 

2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, главным врачам лечебно-профилактических учреждений городского подчинения обеспечить контроль за выполнением приказа Департамента здравоохранения от 04.05.2008 N 303 "Об организации взаимодействия органов исполнительной власти по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в лечебных учреждениях". 

3. Начальникам управлений здравоохранения административных округов: 

3.1. организовать открытие в женских консультациях кабинетов медико-социальной помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2007 N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях". Срок: 01.09.2008; 

3.2. осуществлять контроль за работой руководителей подведомственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содействию специалистам в сфере опеки и попечительства в устройстве воспитанников указанных учреждений в семьи граждан. Срок: постоянно; 

3.3. подготовить план мероприятий по информированию граждан о воспитанниках учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семьи, через районные, окружные и городские средства массовой информации. Срок: 01.08.2008; 

3.4. организовать на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, консультативные службы для кандидатов в замещающие родителей и граждан, принявших в свои семьи воспитанников учреждений. Срок: 01.08.2008; 

3.5. разработать план мероприятий об открытии в каждом доме ребенка уполномоченных служб по патронатному воспитанию. Срок: 01.08.2008; 

3.6. определить в каждом административном округе по одной поликлинике для централизованного обследования кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Срок: 01.08.2008; 

3.7. передать в учреждения Департамента образования и Департамента социальной защиты детей старше трех лет, находящихся в домах ребенка. Срок: 01.09.2008. 

4. Начальнику отдела организации медицинской помощи детям (Прошин В.А.): 

4.1. подготовить приказ о предоставлении семьям, усыновившим детей-инвалидов (приемные, патронатные семьи), первоочередной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях Департамента здравоохранения. Срок: 01.08.2008; 

4.2. подготовить приказ о медицинском наблюдении детей, взятых на усыновление, опеку и попечительство, в городском консультативном центре ДГКБ N 13 им. Н.Ф.Филатова. Срок: 01.08.2008; 

4.3. подготовить предложения по организации в 2008 году в доме ребенка N 6 отделения для социально незащищенных матерей с детьми. Срок: 01.09.2008. 

5. Начальнику отдела организации медицинской помощи детям (Прошин В.А.) совместно с главным педиатром Департамент здравоохранения (Румянцев А.Г.) подготовить и утвердить приказом Департамента здравоохранения положение о выполнении медицинскими работниками детских городских учреждений мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства. Срок: 01.09.2008. 

6. Начальнику отдела организации медицинской помощи матерям (Калиновская И.И.) совместно с главным акушером-гинекологом Департамента здравоохранения (Курцер М.А.) подготовить приказ Департамента здравоохранения о выполнении медицинскими работниками женских консультаций и центров планирования семьи мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства. Срок: 01.09.2008. 

7. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения Лешкевича И.А. 

 

Заместитель председателя коллегии - 

первый заместитель руководителя 

Департамента здравоохранения 

города Москвы 

С.В.ПОЛЯКОВ