Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтическое обозрение", 2008, N 6 

 

КАКОЙ БЫТЬ КОНЦЕПЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

 

Главной медицинской темой 2007 года стало начавшееся обсуждение Концепции развития здравоохранения на 2009-2018 годы. О ее проблемах и путях их разрешения спорят представители медицинского сообщества, чиновники и экономисты. Проводятся заседания рабочих групп, в декабре минувшего года по инициативе Минздравсоцразвития РФ и Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения проходили общественные слушания проектов этого документа. 

Однако такое "кипение и бурление" вызывает скепсис у представителей Российской ассоциации фармацевтического маркетинга. На состоявшемся 15 мая "круглом столе" на тему "Консенсус как основа выработки концепции развития фармацевтической отрасли" сопредседатель координационного совета РАФМ, председатель редакционного совета газеты "Фармацевтический вестник" Юрий Крестинский озвучил целый ряд возникающих у фармсообщества вопросов. 

 

Существует ли взаимосвязь между программами и концепциями, которые столь бурно разрабатываются различными рабочими группами? Как все эти концепции связаны между собой и связаны ли вообще? Как Программа развития России согласуется с единственной утвержденной на данный момент концепцией - Концепцией демографического развития России до 2025 года? И как последняя соотносится с Концепцией развития здравоохранения? Как промышленная политика, ныне разрабатываемая Минпромэнерго, соотносится с Концепцией развития здравоохранения? 

"Проведя некоторую работу в исследовании этого вопроса, можно сказать однозначно - программы эти пока, к сожалению, увязки между собой не имеют, - заключил Юрий Крестинский. - Безусловно, все, что разрабатывается, крайне важно. Мы сегодня говорим, что стране необходима промышленная политика, в том числе в области фармацевтического производства. Однако между промышленной политикой в области фармацевтического производства и политикой в области здравоохранения существуют еще другие области, такие как общее управление отраслью, регулирование и развитие отраслевой инфраструктуры, будь то логистика или оптовая дистрибуция лекарственных средств. Именно поэтому мы и решили взять на себя нелегкий труд, увязав все разрабатываемые концепции в единое целое, постаравшись объединить те наработки, которые существуют в различных группах, в некое единое целое". 

Таким документом стал представленный участникам "круглого стола" проект Концепции лекарственного обеспечения системы здравоохранения. По словам координатора проекта, члена координационного совета РАФМ, президента компании "Инвар" Ральфа Вайнтруба, этот документ, принятый на государственном уровне, позволит эффективно выстраивать стратегию деятельности каждого из участников отрасли. Подготовленный профессиональными общественными организациями проект Концепции, направленной на достижение целей здравоохранения в интересах государства, потребителей и участников отрасли, поднимет авторитет участников и репутацию отрасли, позволит выстроить линию взаимодействия с органами государственного управления, направленную на эффективное управление развитием отрасли с участием общественных профессиональных организаций. Миссию последних Ральф Вайнтруб видит прежде всего в консолидации всех участников рынка. 

 

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: 

1. Цели развития, базирующиеся на целях здравоохранения, исходя из целей и задач здравоохранения в контексте социально-экономического развития России. 

2. Критерии и декомпозиция целей с учетом региональной и стратегической дифференциации (по возрастным и социальным группам населения, видам социально важных заболеваний). 

3. Принципы формирования списков ЛС по МНН для выполнения целевых показателей развития лекарственного обеспечения, представляющих основу для формирования государственных федеральных и региональных программ финансирования и программ ДМС (исходя из стандартов лечения, видов заболеваний). 

4. Критерии и выбор методов ценообразования на ЛС. 

5. Принципы финансирования/софинансирования со стороны федеральных и региональных органов власти. Критерии и выбор методов, уровня и условий софинансирования лекарственного обеспечения. 

6. Основания для формирования регуляторной политики, целей фармпромышленности и развития отраслевой инфраструктуры. 

7. Подходы к управлению развитием. 

 

Разработчики проекта установили три требования к Концепции. Это, во-первых, системный подход к разработке Концепции лекарственного обеспечения, который должен предполагать постановку целей развития лекарственного обеспечения, исходя из целей и задач здравоохранения в контексте социально-экономического развития России. 

Во-вторых, методы и средства развития лекарственного обеспечения должны определяться: состоянием и перспективами развития здравоохранения (стандарты лечения, включающие систему медицинской помощи и обеспечение высококачественными лекарствами, перечень социально важных видов заболеваний, региональная дифференциация по заболеваниям, социальным и возрастным группам); состоянием и перспективами социально-экономического развития (экономический рост, региональная и статическая дифференциация по уровню доходов, занятости, ВВП и т.д.). 

В-третьих, цели и задачи системы лекарственного обеспечения должны быть востребованы при определении регуляторной политики, постановке целей и методов развития фармацевтической промышленности, отраслевой инфраструктуры, обеспечивающей движение товарных потоков (дистрибуция, ритейл). 

Разработчик проекта Концепции лекарственного обеспечения системы здравоохранения консультант по стратегическому управлению, мастер делового администрирования Открытого университета МВА, кандидат физико-математических наук Владимир Видро определил цель развития лекарственного обеспечения как удовлетворение потребности в лекарственных средствах в процессе применения эффективных современных стандартов лечения, исходя из целей здравоохранения. Он сказал, что цели системы здравоохранения на государственном уровне не продекларированы, но они вытекают из Концепции развития России и могли бы выглядеть следующим образом: устойчивый рост и сокращение разрыва между ожидаемой продолжительностью жизни (ОПЖ) и ожидаемой продолжительностью здоровой жизни (ОПЗЖ). 

По мнению В.Видро "чтобы увеличивать продолжительность здоровой жизни, надо по-другому расставлять акценты с точки зрения внимания и усилий к тем заболеваниям, которые определяют этот показатель. Соответственно это будет касаться структуры и объема лекарственного обеспечения. Именно поэтому важна точная формулировка целей здравоохранения. Мы предлагаем оттолкнуться от такой постановки вопроса". 

Следующая мысль, на которую докладчик обратил внимание собравшихся, заключается в том, что "Россия настолько большая страна, настолько разнообразная с точки зрения условий и ситуации в здравоохранении и экономике, что неизбежно приходится признать: даже если общая цель по ожидаемой продолжительности жизни будет средней по России, пути, которые должны пройти разные регионы, будут принципиально отличаться. Если мы хотим прийти к более-менее приемлемому уровню жизни к 2020 году, разные регионы неизбежно, принципиально должны идти разными путями. Это важнейший отправной подход". 

Оптимизация структуры потребления лекарственных средств, динамика и методы ее изменения должны осуществляться в соответствии с целями системы здравоохранения, дифференцированными по регионам и группам населения, то есть в соответствии с запланированной динамикой ОПЖ и ОПЗЖ. 

Как же управлять структурой потребления и ее динамикой, если она так разнообразна в регионах по причине относительно разных социальных групп? Авторы проекта считают, что формирование оптимизированной структуры потребления должно достигаться избирательным стимулированием применения в лечебном процессе на основе финансирования/софинансирования государством на федеральном и региональном уровнях и работодателями затрат населения на приобретение лекарственных средств. 

 

ШЕСТЬ КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

1. Целенаправленное разбитие структуры и объема лекарственного обеспечения должно определяться целями здравоохранения. 

2. Производство, регуляторика, отраслевая инфраструктура, программы финансирования должны развиваться, исходя из планируемой структуры и объема потребления лекарственных средств. 

3. Неравномерность распределения структуры и объема потребления лекарственных средств должна быть запланирована! 

4. Программы избирательного финансирования/софинансирования должны стимулировать спрос на лекарственные средства в соответствии с оптимизированной структурой потребления. 

5. Списки лекарственных средств должны составляться по МНН в соответствии со стандартами лечения как основа для программ финансирования всех уровней, а выбор конкретного лекарства должен осуществляться непосредственно в процессе лечения каждого пациента. 

6. Управление развитием должно строиться на основе рациональной системы принятия решений с участием общественных профессиональных организаций. 

 

Инструментами софинансирования могут выступать: частичная или полная оплата потребления в составе программ обязательного медицинского страхования (ОМС) на федеральном уровне; стимулирование регионов к участию в оплате потребления лекарственных средств в составе программ ОМС для достижения региональных целевых показателей; стимулирование работодателей к участию в программах добровольного медицинского страхования (ДМС). 

В качестве инструмента управления структурой потребления предлагаются списки ЛС по МНН. Целью составления таких списков является создание прозрачного механизма формирования эффективной структуры потребления, управления ценообразованием и определение условий финансирования/софинансирования государством на федеральном и региональном уровнях, работодателями и гражданами потребления лекарств. Списки ЛС по МНН должны отражать перечень препаратов, необходимых и достаточных для ведения лечебного процесса в соответствии с современными стандартами лечения. Речь идет о списках ЛС по МНН, рекомендуемых для применения в соответствии со стандартами лечения и представляющих основу для формирования государственных, федеральных и региональных программ и программ ДМС. Выбор того или иного препарата для оплаты в рамках программы софинансирования должен происходить непосредственно в процессе лечения конкретного пациента, исходя из условий используемой программы. 

Владимир Видро отметил, что таким образом можно влиять на цены. Целесообразно использовать два метода влияния на ценообразование: для воспроизведенных ЛС, включенных в списки по МНН, необходимо стимулировать ценовую конкуренцию; для оригинальных ЛС, не имеющих дженериков, условием включения в программы финансирования должно быть установление референтной (предельной возмещаемой) цены. 

Такой подход к формированию списков и влиянию на цены диктует очень жесткие требования с точки зрения вывода на рынок эффективных и безопасных препаратов. Отсюда же вытекают пожелания к Концепции развития фармацевтической промышленности. Развитие системы лекарственного обеспечения ставит перед регуляторной политикой цели формирования гарантированно эффективной и безопасной структуры потребления ЛС и предотвращения недобросовестной конкуренции, а перед фармацевтической промышленностью - цели активного участия в формировании эффективной, безопасной и оптимальной по затратам структуры потребления ЛС. 

Как должно происходить управление развитием системы лекарственного обеспечения? Отвечая на этот вопрос, Владимир Видро высказался за необходимость в рамках предлагаемой Концепции выстроить систему, включающую: мониторинг показателей, позволяющих рассчитывать ОПЗЖ в региональном и групповом разрезе; анализ взаимосвязи различных групп заболеваний и ОПЗЖ; постановку фармэкономических расчетов; мониторинг потребления ЛС по регионам и группам населения. 

Необходима также рациональная система подготовки эффективных решений (постановка и корректировка целей, пересмотр методов, средств и ресурсов их достижения) в рамках стратегического форума, с участием независимых экспертов. 

Ральф Вайнтруб подчеркнул, что представленный проект - открытая система, некий концепт идеологии. Он будет опубликован, все желающие приглашены к сотрудничеству. От представителей государственных структур также ждут активного участия и поддержки в формировании Концепции лекарственного обеспечения системы здравоохранения. Сейчас проект выходит на этап создания профессиональной команды, которая займется различными аспектами его дальнейшего совершенствования. 

 

Р.ШЕВЧЕНКО