Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 21 

 

ДОВЕРЯЙ И РЕЖЕ ПРОВЕРЯЙ. 

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРЕДЛАГАЕТ СОКРАТИТЬ ПРОВЕРКИ 

МАЛОГО БИЗНЕСА 

 

Президент России Дмитрий Медведев 15 мая 2008 г. подписал Указ N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", который призван поддержать малый и средний бизнес. В первую очередь в документе предлагается сокращение проверок до одной в течение трех лет. Исключение составляет лишь налоговый контроль. Внеплановые мероприятия по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только с целью выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ. Также, согласно указу, разрешительный порядок начала предпринимательской деятельности станет уведомительным. Такая система позволит значительно уменьшить количество документов, требующихся для осуществления предпринимательской деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности предлагается заменить обязательным страхованием или предоставлением финансовых гарантий. Кроме того, указом предлагается поддержать малый бизнес с помощью низкой арендной платы. Для этого планируется создать специализированные центры, подключенные к коммуникационным и инженерным сетям, помещения в которых будут сдаваться малым предприятиям по расценкам ниже рыночных. Также возможна продажа в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства помещений, арендуемых ими не менее трех лет, с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона. Правительство России должно за два месяца разработать и внести на рассмотрение в Госдуму проекты соответствующих федеральных законов. Представители фармацевтического бизнеса на страницах "ФВ" обсуждают, как положения данного указа могут повлиять на сферу их деятельности. 

 

Ольга Денисова, директор аптечной сети ООО "Андровит", Иваново 

У нас специфический бизнес, поэтому контроль обязательно должен быть. Мне кажется, ослабление контроля приведет к потере качества. Это касается проверок Росздравнадзора и Роспотребнадзора. А если вести речь о прочих проверяющих органах, таких как пожарный надзор, налоговая инспекция и особенно службы по противодействию распространению наркотических веществ, то они проверяют аптеки, у которых даже нет лицензии на фармдеятельность. Поскольку у наших аптек с лицензиями все в порядке, подобный контроль не влияет на работу сети, качество продаваемых препаратов. Такие проверки можно сократить, а некоторые вообще отменить. 

 

Сергей Жуков, председатель Комитета Воронежской областной думы по предпринимательству 

Инициатива президента - очень важный и нужный шаг, который позволит сделать путь предпринимателей менее тернистым. Сомнений в необходимости и правильности такого решения нет. Члены Комитета по предпринимательству областной Думы совместно с администрацией области стремятся поддержать малый и средний бизнес. В области существует программа развития малого предпринимательства, рассчитанная на 2006-2009 гг., где учтены все пожелания представителей малого бизнеса. В Воронежской области сегодня зарегистрировано около 70 тыс. субъектов малого бизнеса. За последние годы малое предпринимательство стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает большое влияние на социально-экономическую ситуацию в регионе. При нашем комитете активно действует Совет по предпринимательской деятельности, цель которого - объединить усилия частных лиц, улучшить климат, при котором развивался бы бизнес, узнать настроения и мнения предпринимателей при принятии того или иного закона. Однако решить вопрос о сокращении проверок кардинально - не наша компетенция, и здесь помощь государства оказалась как нельзя кстати. 

 

Ольга Шульгина, директор муниципальной аптеки N 1, Иваново 

Проверки нужно проводить только с разрешения прокуратуры или суда, а не тогда, когда проверяющие захотят. На основании чего они проверяют?! Ведь иногда бывает, что контролирующие организации не предъявляют никаких документов, а отказать им мы все равно не можем. Да и проверок, на мой взгляд, вполне достаточно. Сокращение их числа не приведет к потере качества, потому что у нас на местах, я имею в виду в муниципальных аптеках, работают опытные грамотные специалисты, которые довольно серьезно относятся к вопросу качества продаваемых лекарств. И еще, я полагаю, у каждой контролирующей организации должна быть законодательно установлена периодичность проверок. Допустим, раз в три года или в пять лет, например. Система проверок должна быть отрегулирована. 

 

Татьяна Игнатова, финансовый директор, главный бухгалтер ЗАО "Полифарм", Смоленск 

Любые проверки мешают работе предприятия, отвлекают сотрудников, которые прекращают заниматься своим прямым делом и фактически обслуживают проверяющего. Даже если мы уверены, что выполняем все требования и предписания, нет никакой гарантии, что проверка не выявит нарушений. По сути дела, сегодня сложилась ситуация, когда цель любой проверки - поиск нарушений и наложение взысканий. А если нарушений не выявлено, значит, плохо искали. Могут прислать другую проверку, включив в нее более "компетентных" специалистов. Кроме известных проблемных инстанций - пожарных и Энергонадзора, недавно появилась еще одна - Ростехнадзор, контролирующий вывоз мусора. Мало того, что мы платим за вывоз мусора и утилизацию, теперь требуется составить смету на весь этот процесс. Причем помогает составить этот документ экспертная организация, фактически при том же самом Ростехнадзоре, за скромное вознаграждение 50 тыс. руб. (якобы на 5 лет). Для малого бизнеса (у нас 60 штатных сотрудников) - сумма немалая. При отсутствии сметы - штраф в еще больших размерах. А почему аптека, у которой в отходах только бумага, должна работать с Ростехнадзором так же, как промышленное предприятие, имеющее производственные цеха, очистные сооружения? 

 

Софья Кузьмичева, директор ООО "Фарм-Трейд", Тула 

Действительно, проверок очень много, чаще дублирующего характера, да и некоторые нормативные акты разных структур и ведомств порой противоречат друг другу. Целью проверки не должен быть запрет на то или иное действие, необходимо разобраться в ситуации, осведомить о несоответствии нормативам и дать действительно реальный период времени на их устранение. Особенно это важно для начинающих предпринимателей. Не секрет, что многие, не выдержав такого прессинга, закрываются, уходят из предпринимательской деятельности. Думаю, многие предприниматели меня поддержат, если скажу, что в первые два-три года работы предприятия необходимо минимизировать количество проверок со стороны контролирующих органов, а главное - переориентировать контрольно-надзорную деятельность в отношении субъектов малого предпринимательства с карательной на стимулирующую функцию. Например, ввести дифференцированную шкалу - чем меньше нарушений у организации, тем меньше проверок. Для обеспечения безопасности жизни потребителя, качества производимой продукции или оказываемых услуг необходимо сопровождение методического характера со стороны контролирующих организаций. И только при повторных нарушениях или неустранении нарушений, выявленных ранее, стоит запускать механизм наложения штрафных санкций. Для тех субъектов среднего бизнеса, кто положительно зарекомендовал себя в течение трех-пяти лет работы, целесообразным кажется введение института государственных мер поощрительного характера, например, предоставление льгот в налоговых платежах, создание облегченных условий аренды помещений, обучение менеджменту провизоров на дополнительных курсах и т.д. 

Наверное, если изменить критерий оценки качества работы самих надзорных органов - ориентироваться не на количество наложенных штрафных санкций, а на успешное развитие малого и среднего "подопечного" бизнеса без ущерба для потребителей, можно в корне изменить ситуацию к лучшему. 

 

Иван Глушко, председатель территориального объединения предпринимателей "Опора" Поворинского района Воронежской области 

По своему назначению и цели проверки должны дисциплинировать, служить наведению порядка. Лишь целесообразные проверки позитивно влияют на бизнес. Например, нет необходимости в частых проверках милиции, которая не разбирается в наших вопросах. Не способствуют развитию бизнеса частые проверки СЭС, незачем постоянно проверять медицинские книжки и качество сертификатов. Другое дело, когда с проверкой приходят службы, которые могут и стремятся что-то подсказать, готовы дать нужную информацию, сориентировать в юридических вопросах. Ведь предпринимателю порой не под силу отслеживать изменения нормативных требований, предъявляемых бизнесу всеми сопредельными службами. Так, проверки трудовой и пожарной инспекций наряду с контролем несут и обучающую нагрузку. Вот это квалифицированный подход настоящих профессионалов, которые ценят свое и чужое время. Кроме того, при первом выявленном нарушении не обязательно сразу штрафовать, достаточно для начала предупредить, подсказать и помочь. 

 

Михаил Иванов, Генеральный директор ГУП "Брянскфармация", Брянск 

Фармация - специфическая отрасль, и проверки здесь нужны. Но необходимы четкие правила игры. На мой взгляд, важную роль в системе могут играть саморегулирующие организации. Органы власти могут частично делегировать им полномочия по контролю качества продукции и, соответственно, по проведению проверок. Сами у себя мы быстрее разберемся и накажем нерадивых продавцов и поставщиков, ведь для нас эта сфера близка, понятна и более прозрачна. И если кто-то ведет нечестную игру, вычислить таких нарушителей не составит труда. Речь идет о репутации сообщества в целом, к примеру, фармацевтической ассоциации, которая функционирует на территории нашего региона. И если мы сможем объединить большее количество предприятий, регионов, в будущем возможно создание такой мощной саморегулирующей структуры и на уровне России. Тогда мы сможем контролировать всю внутреннюю политику организации начиная от дистрибуции и заканчивая розницей. Уровень контроля качества будет настолько высок, что мы фактически сможем избавиться от фальсификатов. Мое мнение таково: в каждой отрасли должны быть такие организации, которые будут частично контролировать действия своих членов. Административный ресурс, система проверок, существующая сейчас, себя изживет. 

 

Подготовили 

В.ИВАНОВА, 

Г.СВЕЧКОПАЛОВА, 

О.РУДЕНКО, 

И.ТОКМАНЦЕВА, 

Т.ЧУРАЕНКО, 

Т.ЮШКИНА 

Подписано в печать 

17.06.2008