Законодательство в медицине


Найти документ:

"Московские аптеки", 2008, N 6 

 

РЕЦЕПТ ЗДОРОВЬЯ 

 

Все лекарственные средства относятся либо к категории рецептурных препаратов, либо к лекарствам безрецептурного отпуска. И если отпуск безрецептурных средств достаточно отрегулирован законодательно (с ним в аптечной рознице существуют внутренние проблемы, преимущественно связанные с профессионализмом работников первого стола), то отпуск безрецептурных средств объединяет усилия двух отраслей - медицины и фармации. Врач выписывает рецепт, аптека по нему отпускает пациенту препарат. Занятость врача и долгие очереди в поликлиниках создают тупиковую ситуацию - врач не успевает, а порой забывает выписывать рецепт, ему проще быстро записать необходимые пациенту препараты на простой бумажке, с которой тот приходит в аптеку... 

Настоящая тема номера посвящена проблеме рецептурного отпуска в аптеках, для решения которой, по мнению участников Темы, необходимы оперативные изменения в системе здравоохранения. 

 

Рецептурно-безрецептурный отпуск ЛС в аптечных организациях регулируется, прежде всего, Приказом МЗСР РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" и Приказом МЗСР РФ от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", и имеет две, наиболее острые, проблемы. 

Одна из них связана с тем, что врачи лечебно-профилактических учреждений не всегда выписывают рецепты на лекарства, которые относятся к категории рецептурных. Существуют разные версии того, почему так происходит. Наша редакция при подготовке материала столкнулась с тем, что некоторые чиновники не знают или делают вид, что не знают о существовании данной проблемы. Конечно, знают о ней и руководители лечебно-профилактических учреждений. 

Каковы же причины того, что пациент после визита к врачу нередко приходит в аптеку без рецепта, а лишь с запиской, на которой иногда по-русски написано название лекарства даже без указания дозировки и рекомендуемого врачом режима приема? В чем причина невыполнения врачом своих обязанностей? 

Среди причин называются следующие. Большая загруженность врачей первичного звена системы здравоохранения, где на прием одного пациента отводится не более 10-15 минут, в течение которых врач должен поговорить с больным, осмотреть его, поставить диагноз, очень внимательно и подробно записать жалобы больного, результат его осмотра и назначенное на основании поставленного диагноза лечение. Почему подробно? Потому что в случае проверок о качестве работы врача судят, в первую очередь, на основании имеющегося в распоряжении проверяющего документа - амбулаторной карты больного. И в случае неправильного или небрежного оформления этого документа врачу могут грозить большие неприятности. Но никто не спросит врача, выписал ли врач рецепт на назначенный препарат. То есть невыписывание рецепта практически не влечет никаких последствий для врача. Только в том случае, если больной вернется в поликлинику требовать рецепт, без которого в аптеке ему не захотели продать лекарство, врачу может грозить... порицание, в худшем случае - выговор. В то же время, по свидетельству и пациентов, и самих врачей, существующая в настоящее время организация работы врачей поликлиники дает возможность докторам только 20-30% отведенного на прием времени потратить на самого больного, остальные 70-80% занимает бумажная работа, т.е. оформление все той же амбулаторной карты. И неудивительно, что врачи просто не успевают сделать все то, что они должны сделать, в данном случае - выписать рецепт. Вина ли это врачей? Наверное, это все-таки их беда. Условия работы врачей сегодня таковы, что если они будут, как положено, выписывать все необходимые рецепты, то вообще перестанут разговаривать с пациентом (как в анекдоте), или осмотр больного будет чистой профанацией (насколько уже сейчас это не так - об этом, видимо, тоже стоит задуматься руководителям здравоохранения; не контролирующим органам, а тем, от кого зависит организация здравоохранения в стране, в целом, и в отдельных регионах, в частности), или записи в амбулаторной карте не будут удовлетворять имеющимся сегодня требованиям, или очереди в поликлиниках станут еще длиннее. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Конечно, есть. Сами врачи и руководители ЛПУ активно ищут возможности оптимизировать затраты времени на бумажную работу. 

Есть зарубежный опыт, согласно которому в европейских странах соотношение затрат времени врачей во время амбулаторного приема прямо противоположно тому, что наблюдается в наших поликлиниках, т.е. только 10-20% времени уходит на заполнение документов и выписывание рецептов, а все остальные 80-90% времени врач может посвятить больному, ради которого он, собственно, и работает. В чем причина таких значительных отличий? Среди причин можно назвать, в первую очередь, оснащение компьютерами всех врачей, ведущих амбулаторный прием. Немаловажную роль играет также создание унифицированных карт приема, в которых врачу нет необходимости все записывать от руки. 

Наши медики также идут по этому пути - в некоторых московских поликлиниках специалисты сами разрабатывают бланки карт приема, в которых они потом только отмечают или вписывают определенные данные. Потом медсестра вклеивает такой заполненный бланк в амбулаторную карту. Вероятно, такая инициатива "снизу" должна быть изучена и поддержана руководителями здравоохранения. И такие карты приема могут быть разработаны и внедрены для всех медицинских специальностей. 

Ну, и конечно, в век повсеместной компьютеризации и развития информационных технологий, необходимо оснастить, наконец, врачей персональными компьютерами, чтобы и у нас, как во многих странах, процесс выписывания рецептов врачами не был бы мучительно долгим. И, как показывает опыт европейских стран, это позволяет контролировать и качество работы врачей. 

Как считает заместитель председателя комитета Госдумы по здравоохранению А.М.Чухрев, решить проблему оснащения компьютерами врачей поликлиник Москвы вполне по силам Правительству столицы. 

В европейских и многих других странах, в которых население имеет медицинскую страховку, больной в случае заболевания не пойдет в аптеку, минуя кабинет врача, т.к. только выписанный врачом рецепт позволяет пациенту значительно сократить свои расходы на лечение в случае необходимости. Страховые компании возмещают в некоторых случаях до 100% стоимости лекарств. Поэтому там рецептурные препараты не продаются без рецепта не только из-за очень строгих мер наказания в случае нарушения нормативно-законодательных требований, но и из-за того, что сам больной заинтересован купить или получить лекарство в аптеке по рецепту. 

Ну а в части препаратов безрецептурного отпуска, одной из проблем, возникающей при этом является возможность бесконтрольного самолечения. В связи с тем, что больной в таких случаях сам ставит себе диагноз, сам себя лечит, обычно не имея для этого достаточных знаний. В последнее время все чаще стал употребляться термин "ответственное самолечение". По определению ВОЗ, ответственное самолечение - это разумное применение пациентами ЛС, реализуемых в свободной продаже, для профилактики и лечения легких расстройств, при которых не требуется профессиональная лечебная помощь. Основой ответственного самолечения является ответственность человека за свое здоровье. Для его осуществления необходим определенный уровень знаний. Обладает ли им человек, далекий по роду своей деятельности от вопросов, связанных со здоровьем, медициной? Чаще всего - нет. Но для того, чтобы начать самолечение, человек приходит в аптеку и покупает лекарство. И здесь у него имеется прекрасная возможность посоветоваться со специалистом в области лекарственного лечения. Именно в этих случаях так важна компетентность "первостольников", которые находятся на первой линии общения с человеком, которому потребовалось лекарство. В вопросах безрецептурного отпуска ЛС роль фармацевтов и провизоров трудно переоценить. 

Однако качество консультирования "первостольников" не всегда можно назвать квалифицированным. На сегодняшний день каждый четвертый специалист испытывает трудности при общении с пациентами и имеет недостаточно знаний для работы в отделе безрецептурного отпуска; более 80% "первостольников" испытывают трудности при оказании консультаций по применению ЛС; каждому третьему специалисту не хватает информационно-справочных материалов. Руководители аптечных учреждений немало усилий тратят для повышения квалификации своих сотрудников. Но, как отмечают сами "первостольники", уже на первичном этапе обучения фармацевтов и провизоров необходимо больше внимания уделять именно тем предметам, которые преимущественно определяют профессионализм "первостольников" - фармакологии, фармакотерапии, возможно за счет тех предметов, которые именно этим специалистам в будущем не пригодятся. Более узкоспециальные предметы, по-видимому, должны изучаться уже на последипломном этапе образования теми, кому они необходимы в работе. 

 

Редакционный материал 

Подписано в печать 

20.06.2008