Законодательство в медицине


Найти документ:

"Медицинский вестник", 2008, N 20-21 

 

ТАТЬЯНА ГОЛИКОВА: РЕВОЛЮЦИЙ НЕ БУДЕТ 

 

Собрав на деловой завтрак журналистов, министр здравоохранения и соцразвития Татьяна ГОЛИКОВА призналась: степень ответственности на этом посту настолько высока, что заставляет работать на пределе душевных сил и возможностей. 

 

- Мне довелось услышать много критики, что я не врач, - с этих слов начала свое общение с представителями СМИ Татьяна Алексеевна. - Разные мнения по этому поводу остаются и по сей день. Действительно, какие-то вещи мне пришлось постигать с нуля, другие я знаю не понаслышке. После дефолта 1998 года пришлось работать в одной связке со специалистами Минздрава, старались хоть как-то удержать отрасль на плаву... Сейчас, спустя 8 месяцев работы на посту министра, исходя из уже имеющегося опыта, я четко представляю, что смогу сделать, а что нет для поднятия уровня и престижа отечественной системы здравоохранения. Надеюсь собрать команду настоящих профессионалов с тем, чтобы вместе мы переломили ситуацию к лучшему. Сейчас государство повернулось к здравоохранению лицом, усилилось финансирование, а значит, положение дел изменится, хотя темпы преобразования пока оставляют желать лучшего. В 2009 году, к примеру, начнется широкомасштабная кампания против алкоголя и табакокурения. Сейчас мы готовим соответствующий проект. Начат еще один - по донорству. 

 

Достойные будут работать 

 

Сегодня идут преобразования в структуре Минздравсоцразвития РФ. Будет 8 заместителей министра и 20 департаментов. Пока назначены четыре заместителя, недостающих выберем из сферы здравоохранения. Кандидатуры обсуждаются. Будут департаменты, отвечающие за организацию медицинской помощи, детство, медицинское страхование, науку и образование (он объединит все 55 медицинских вузов страны), а также охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие (в его компетенцию войдут предупреждение заболеваний, пропаганда здорового образа жизни). 

Всех интересует судьба сотрудников упраздненных агентств и перераспределение функций последних. Все люди, которые около 8 месяцев занимались организацией высокотехнологичной медицинской помощи в Росмедтехнологии, вольются в структуру МЗСР в виде департамента. С Росздравом ситуация сложнее. В полномочия этого агентства входило очень много функций, в том числе связанных с социальной сферой. Будем эти полномочия распределять. Колоссальный имущественный комплекс Росздрава отойдет большей своей частью к Минздравсоцразвития и частично к Федеральному медико-биологическому агентству. Переход будет производиться в течение двух месяцев, чтобы не было сбоев в финансовом обеспечении тех программ, которые реализуются в настоящее время. Что касается людей, работавших в структуре Росздрава, то достойные, безусловно, окажутся в подразделениях министерства. 

 

Новый взгляд на оплату труда 

 

В целом нацпроект свою миссию выполнил, кроме того, некоторые проблемы он обострил еще больше и дал толчок к развитию других направлений. Сейчас на разных уровнях обсуждается, а что дальше? Все сошлись в одном: пора присоединять к проекту другие не менее важные программы, а также ассигнования, которые выделяет государство на их реализацию. 

Предложение ввести доплаты участковым врачам и медсестрам было сделано Министерством здравоохранения и социального развития с тем, чтобы привлечь специалистов, нехватка которых сильно ощущалась, в первичное звено. И предложение было принято с благодарностью. Когда же все жестко прочувствовали дифференциацию в оплате труда, изменить было уже ничего нельзя, потому что был принят бюджет. Проблема остается и по сей день, поэтому важнейший вопрос, который предстоит разрешить в ближайшее время, - это изменение системы оплаты труда в отрасли, отказ от привычной единой тарифной сетки. 

С 1 января 2009 года начнет работать новая система оплаты труда, где будут предоставлены соответствующие полномочия руководителям учреждений здравоохранения для регулирования определенных выплат своим сотрудникам в зависимости от результатов их работы. В новой системе не выделяются особенным образом ни узкие специалисты, ни какие-либо другие. Безусловно, переход на иную систему предполагает повышение уровня зарплаты медицинских работников и сопряжен с немалым объемом денежных средств. Данная тема будет одной из ключевых на заседании, посвященном принятию бюджета на 2009-2011 годы. Думаю, что уже в июле мы сможем представить контуры перехода на новую систему оплаты труда и механизмы реализации. 

 

Перенастройка ВАМП 

 

До сих пор пациент, нуждающийся в высокотехнологичной медицинской помощи, получив соответствующее направление, нередко терялся из виду, поскольку обратная связь отсутствовала. Мы уже давно подумывали о введении неких сертификатов (не квот!), дающих возможность человеку получить высокотехнологичную медицинскую помощь, а органу власти проследить, чтобы она реально была оказана. У нас действительно есть лечебные учреждения, которые пустуют, и не из-за того даже, что туда невозможно пробиться, а потому, что потоки людей перераспределяются в другие учреждения, оказывающие аналогичную помощь. 

Нам бы хотелось перенастроить эту систему таким образом, чтобы гражданин сам выбирал учреждение для лечения. Проще говоря, при постановке диагноза ему должны предложить несколько учреждений, где оказывается соответствующая помощь. Деньги в таком случае шли бы за пациентом по факту оказания услуг. Много споров идет о стоимости тех или иных видов ВАМП. 

К примеру, на лечение заболеваний крови предусматривалось 64 тыс. рублей, но на эту сумму невозможно обеспечить должное качество помощи. Сейчас мы увеличиваем стоимость квоты по данным заболеваниям. 

 

Систему ИМС модернизируют 

 

Открыв существующий закон "О медицинском страховании граждан в РФ", первое, что мы прочтем: гражданин имеет право выбрать лечащего врача, лечебное учреждение, страховую организацию. В действительности этого выбора нет. Нужно признать, что продекларированная страховая модель не заработала. Сейчас необходимо ввести ответственность страховых компаний (сегодня она очень призрачна) за те медицинские услуги, которые они оплачивают за счет средств государства. Есть предложение существующую (и незаслуженно забытую) Программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи превратить в закон и жестко обозначить, за что государство несет ответственность, какие виды помощи оказываются бесплатно. Документы о модернизации системы ОМС должны быть подготовлены до конца 2008 года. О добровольном медицинском страховании можно и нужно говорить, но лишь тогда, когда доведем до ума страхование обязательное. 

 

Лекарственное страхование для россиян 

 

Я не сторонник жесткой критики дополнительного лекарственного обеспечения хотя бы потому, что в систему были вложены огромные деньги. К сожалению, риски не были просчитаны вообще. В 2008 году ситуацию удалось сгладить, по крайней мере, мы сумели рассчитаться с долгами и сейчас нет перебоев с финансированием. Несмотря на все недостатки системы, нужно признать, что люди привыкли к тому, что они приходят и получают в аптеке свои лекарства (пусть даже и с опозданием). Но, безусловно, ставить лекарственное обеспечение, а значит, и здоровье граждан в зависимость от того, какое количество льготников на 1 октября откажется от социального пакета, по меньшей мере, странно. Предложив людям возможность выйти из этой программы, мы переложили все риски на государство, а оно оказалось не готово к таким затратам. 

В любой уважающей себя стране есть лекарственное страхование, и люди там не зависят от того, проведен конкурс по приобретению лекарственных средств или нет. Пациент берет свой рецепт у лечащего врача, а потом получает лекарство в аптеке (бесплатно или частично платно в зависимости от того, насколько он социально защищен). Мы тоже пойдем по этому пути, не будем изобретать ничего нового. Сейчас готовится документ, именуемый "Национальная лекарственная политика". В первую очередь мы будем предлагать лекарственное страхование для льготников. Но хотела бы заметить, что никаких революций и потрясений не будет. Система эта начнет работать постепенно и не ранее чем с 2010 года. 

 

С.МАРЧЕНКО 

Подписано в печать 

24.06.2008