Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтические ведомости", 2008, N 6/7 

 

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ... И НАКАЗУЕМЫМ 

 

Производители и распространители фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) выявляются органами внутренних дел (ОВД) разными способами, но в большинстве случаев по заявлению потерпевших, которым были проданы такие лекарства. 

 

Характерным примером выявления оптового продавца фальсифицированных лекарств по заявлению потерпевшего является уголовное дело, возбужденное в г. Москве в 2007 г. в отношении гр-ки М., генерального директора ООО "Фитомаркет", в совершении преступлений, предусмотренных ст. 159 "Мошенничество" и ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство". 

События, которые стали достоянием уголовного дела, разворачивались следующим образом. В марте 2006 г. в розничной торговле был выявлен фальсифицированный лекарственный препарат "Линекс, капсулы, N 16", серия 0606802G, и Росздравнадзор своим письмом N 01И-165/06 от 02.03.2006 г. предложил всем участникам фармацевтического рынка изъять этот фальсификат из обращения и уничтожить. 

Одна из оптовых коммерческих фирм (назовем ее фирма X) обратилась с заявлением в ОВД с просьбой привлечь мошенницу к уголовной ответственности, которая продала им фальсифицированное лекарство Линекс, и тем самым причинила фирме ущерб на сумму 900 тыс. руб. 

Сотрудники ОВД зафиксировали факт продажи гр-кой М. фальсифицированных лекарств и задержали ее. По этим материалам было возбуждено уголовное дело, и, забегая вперед, отметим, что судом гр-ка М. признана виновной и осуждена к лишению свободы сроком на три года. 

Расследованием уголовного дела установлено, что гр-ка М., зарегистрировав ООО и занявшись фармацевтической деятельностью, не получала лицензии на этот вид деятельности и более двух лет осуществляла оптовую и розничную продажу лекарств не только без лицензии (покупателям и проверяющим предъявляла ксерокопию поддельной лицензии), но и фальсифицированные. 

С целью реализации фальсифицированных лекарств гр-ка М. размещала на сайте www.Mobile.ru. прайс-лист с ассортиментом лекарств и их ценами, которые были ниже среднерыночных. 

Оптовыми покупателями лекарств, в том числе и фальсифицированных лекарств "Линекс, капсулы, N 16", серия 0606802-G, были и бюджетные учреждения здравоохранения различных субъектов РФ. Наиболее часто и на крупные суммы (от 100 тыс. руб.) мошенница продавала лекарство территориальным фондам обязательного медицинского страхования для учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, на основании заключенных муниципальных контрактов (договоров) на поставку ЛС, право на которые мошенница получила, став победителем конкурса (тендера). 

Удивительно то, что когда стало известно, что лекарство Линекс является фальсифицированным, ни одна организация здравоохранения, закупающая ЛС за счет бюджетных средств или внебюджетных источников финансирования, не обратилась к мошеннице с претензиями и контракта на поставку ЛС с ней не расторгла. 

Кроме того, органы здравоохранения субъекта Российской Федерации и должностные лица ЛПУ, являясь в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) государственными заказчиками или муниципальными заказчиками (далее - заказчик) по размещению заказов на поставки товаров и определению их поставщиков путем проведения конкурсов в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставку ЛС и узнав, что поставщик поставляет некачественный товар, обязаны расторгнуть с ним контракт и обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по субъекту РФ о включении ООО "Фитомаркет" в реестр недобросовестных поставщиков. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков размещены на официальном сайте zakupki.gov.ru Российской Федерации и доступны для ознакомления без взимания платы (ст. 19 Закона о размещении заказов). 

Другой характерной особенностью этого уголовного дела, которая свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за фармацевтической деятельностью, является тот факт, что в течение более двух лет в г. Москве работали с поддельной лицензией (возможно, продолжают работать) четыре аптеки по следующим адресам: Дмитровское ш., д. 42/7; ул. 1905 г., д. 9; Петровско-Разумовский пр-д, д. 16; Перовское ш., д. 21. 

Обобщая все изложенное выше, можно дать следующие рекомендации. Для того чтобы своевременно выявить не только фальсифицированные лекарственные препараты, но и мошенников, которые их продают, сотрудники аптечных учреждений, ответственные за снабжение и качество лекарственных средств, обязаны, не надеясь на гарантии фирм, которые снабжают их лекарственными средствами, организовать работу следующим образом. 

Проверить продавца по реестру недобросовестных поставщиков на сайте zakupki.gov.ru. 

Проверить продавца на наличие у него соответствующей лицензии. Для этого необходимо в Интернете на сайте www.roszdravnadzor.ru в разделе "Лицензирование фармацевтической деятельности" в подразделах "Приостановленные и возобновленные лицензии" и "Аннулированные лицензии по фармацевтической деятельности" ознакомиться с имеющейся информацией Росздравнадзора о лицензиатах. В случае если в этих базах нет сведений об интересующей фирме, необходимо направить запрос в Росздравнадзор о подтверждении наличия лицензии у интересующего физического или юридического лица. 

Кроме того, необходимо: 

- иметь список Росздравнадзора о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах. Этот список ведется с 1999 г., в нем содержится около 16 названий и серий забракованных и фальсифицированных лекарственных средств. Данный список размещен в Интернете на сайте www.farmcontrol.ru. (тел. (495)737-75-25) и постоянно по мере выявления таких лекарств пополняется; 

- своевременно получать информацию Росздравнадзора о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах. Данная информация в форме писем Росздравнадзора по мере выявления таких лекарств размещается в Интернете на сайте www.regmed.ru. 

Используя указанные базы данных о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах, провизоры и фармацевты аптек при закупке и хранении лекарственных средств могут своевременно выявить такие лекарства и изъять их из оборота либо не закупать. 

 

Старший научный сотрудник 

ВНИИ МВД России 

В.МАЗЕИН 

Подписано в печать 

25.06.2008