Законодательство в медицине


Найти документ:

"Фармацевтический вестник", 2008, N 22 

 

НИЖЕГОРОДСКИЕ ЧИНОВНИКИ УСТОЯЛИ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ 

 

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России не удалось создать прецедент, оспорив итоги региональных торгов за право поставлять лекарства федеральным льготникам Нижегородской области. В иске представители антимонопольного ведомства указывали, что в регионе вместо аукциона, как того требует закон N 94-ФЗ о размещении госзаказа, был проведен конкурс. Однако, несмотря на эти доводы, Арбитражный суд Нижегородской области постановил в иске в отношении региональных властей, а также уполномоченного поставщика отказать. В ФАС говорят, что будут и дальше доказывать свою правоту и в случае необходимости готовы дойти до Высшего арбитражного суда. Правда, тем временем депутаты Госдумы готовят поправки в 94-й закон, разрешающие закупку медикаментов через конкурсные торги. 

 

Заседание в Арбитражном суде Нижегородской области, на котором рассматривался иск ФАС к Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, Минздраву региона, а также уполномоченному в рамках ОНЛС поставщику медикаментов - компании "Биотэк-Поволжье", состоялось 25 июня. Основная претензия ФАС (иск был подан в конце марта) заключалась в том, что в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в регионе уполномоченный поставщик медикаментов был определен не посредством аукциона, а через конкурс. 

Исковое заявление ФАС поступило в Арбитражный суд Нижегородской области 27 марта. ФАС просила признать конкурс и заключение последующего контракта с "Биотэк-Поволжье" недействительными. Контракт с ООО "Биотэк-Поволжье" был заключен 7 декабря 2007 г. По условиям контракта компания должна предоставить услуги по закупке, поставке, хранению и персонифицированному учету отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания. Сумма госконтракта с компанией составила 554 млн. руб. 

Однако Арбитражный суд Нижегородской области постановил в иске ФАС отказать. К моменту подписания номера получить развернутые комментарии по этому решению корреспонденту "ФВ" в суде не удалось, там лишь отметили, что протокол заседания находится еще в стадии подготовки. 

В ФАС уже знают о решении суда и готовят апелляцию. "Решение арбитражного суда мы обязательно будем обжаловать. Для службы это принципиальный вопрос, поэтому мы будем отстаивать нашу позицию до конца. Если будет нужно, то ФАС дойдет и до Высшего арбитражного суда", - заявил "ФВ" начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. - Был нарушен федеральный закон о размещении госзаказа, в частности, выбор уполномоченного партнера программы проходил посредством конкурса, а не аукциона, кроме того, все лекарства были объединены в один лот. В законе все четко прописано. Почему суд вынес данное решение, мне непонятно". 

Ответчики также уверены в своей правоте. Еще до проведения первого судебного заседания (оно состоялось 24 апреля) губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев поддержал позицию чиновников региона. По его словам, именно благодаря проведению конкурса Нижегородская область продемонстрировала лучшие показатели по дополнительному лекарственному обеспечению льготников среди регионов ПФО. Такого же мнения придерживается и генеральный директор группы "БИОТЭК" Михаил Колтачук. "Обжаловать решение суда - законное право ФАС. Однако я считаю, что наша позиция абсолютно правильная и нормальная. Лекарства - это не металлические трубы, а жизненная необходимость. При этом ДЛО - это не только доставка лекарственных препаратов, а также учет, система хранения и восполнения, это целый комплекс процедур. Компания выиграла поставку на огромную территорию с большим количеством льготников не только потому, что дала на одну копейку меньше. Главное, чтобы льготник был удовлетворен. Результаты говорят сами за себя - товарное обеспечение в Нижегородской области находится на высоком уровне", - заявил он. 

Интересно, что отношение нижегородских властей к конкурсу как более оптимальному формату проведения торгов для ДЛО разделяют и в Госдуме. Как рассказал "ФВ" зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников, в течение лета будут подготовлены поправки в 94-й закон, которые разрешат определять партнера государства по вопросам поставок лекарств и ИМН не посредством аукционов, а методом конкурсного отбора. Авторами законопроекта выступают члены комитета под руководством Ольги Борзовой. "Проблема в том, что при проведении аукционов учитывается единственный фактор - цена, и больше ничего. Мы считаем, что это принципиально неверно, потому что при закупках жизненно важных товаров, таких как лекарства, пищевые продукты, медицинские изделия, цена решает далеко не все. Можно купить лекарство дешевое, но неэффективное, - считает г-н Колесников.- Участвовать в аукционе может любой, даже компания-"однодневка", способная запросто развалиться и раствориться после победы на торгах. В законе не прописан принятый во всем мире механизм контроля за участниками аукционов, которые предлагают демпинговые цены. А этот контроль необходим. Для эффективной работы системы лекарственного обеспечения следует эту практику изменить, ввести в систему размещения госзаказа элементы конкурсного отбора". 

В ФАС к идее законопроекта относятся критично. По мнению Михаила Евраева, при переходе на проведение конкурсов намного сложнее создать конкурентную среду, а значит, добиться реальной экономии средств из государственных и муниципальных бюджетов при размещении заказа. "Принятие поправок может привести к развитию коррупции", - опасается г-н Евраев. 

 

О.МАКАРКИНА 

Подписано в печать 

08.07.2008